Принципы организации ландшафтного дизайна

В этой главе речь пойдет о тех правилах, которыми необходимо руководствоваться для того, чтобы участок представлял собой гармоничное единство, а не нагромождение предметов, которые не только не украшают, но и захламляют его.

В ландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства – таких, как архитектура, живопись, поэзия, музыка. Эти правила диктует нам сама природа.

Природный ландшафт включает в себя несколько тесно взаимосвязанных элементов: воду, воздушные массы, растительность и животный мир. Но в своей первоначальной форме природа сохранилась лишь в нескольких уголках мира. Практически везде присутствуют следы человеческой деятельности. Современные загородные усадьбы являются образцами искусственного ландшафта, созданного руками человека.

Камни в ландшафте

Камни в ландшафте

Композиция

«Композиция» в переводе с латинского языка означает «связь, соединение». Обычно мы вкладываем в это слово более обобщенный смысл и подразумеваем под данным понятием расположение различных форм в пространстве в сочетании друг с другом, при котором создается единое целое. Другими словами, размещая предметы в пространстве, мы добиваемся того, чтобы их сочетание радовало глаз и вызывало ощущение гармонии.

Выстроить композицию не так просто, как кажется на первый взгляд. Здесь необходимо учитывать несколько свойств, определяющих пространственную форму, – таких, как геометрический вид, величина, масса, фактура, расположение, свет и светотень. Соотношения форм по их свойствам образуют средства композиции. Сюда входят единство, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы, а также приемы симметрии и асимметрии, контраста и нюанса, ритма, масштабности и т. д.

Приемы композиции

Симметрия и асимметрия. Элементы могут располагаться на участке симметрично или асимметрично относительно выбранной оси. В качестве таковой может стать линия взгляда, дорога, жилище, пруд.

В природе симметрия встречается довольно редко. Она создается человеком и ассоциируется с определенным порядком. В Европе слово «симметрия» являлось синонимом слову «красивый» и означало изящную, приятную форму. Возможно, симметрия близка человеку потому, что его организм построен на относительной симметрии, которая подразумевает систему и ассоциируется с ясностью, равновесием, ритмом и стабильностью. 18

В симметричной композиции важна законченность. В ней нет ничего лишнего, и если исключить из нее хотя бы один элемент, то симметричность сразу исчезает, а следом за ней теряются равновесие и единство.

При созерцании симметричной композиции взгляд улавливает определенную упорядоченность, ритм, может предугадать наличие последующего предмета.

Баланс, как и во всех остальных видах искусства, представляет огромную важность и в ландшафтном дизайне. Любая картина, при отсутствии в ней равновесия, оказывает раздражающее и угнетающее воздействие.

Хотя в естественном ландшафте не встречаются одинаково расположенные по отношению друг к другу предметы, здесь также присутствует условное равновесие. В симметричных композициях оно достигается при помощи равенства форм и расстояний. Но существует и другой способ достижения равновесия – с помощью асимметричной композиции, когда применяются неодинаковые предметы. Располагаются они на таком расстоянии друг от друга и под таким углом к наблюдателю, что создается эффект уравновешенности объектов.

Асимметрия неординарна и более интересна в плане составления оригинальных композиций. Она никогда не надоедает, так как является непреднамеренной и наиболее приближенной к естественности. Асимметрично можно расположить цветы, кустарники и деревья на территории участка. Асимметричным по форме можно сделать водоем. В этом случае он станет более динамичным и близким к природным условиям участка.

Контраст и нюанс. Эти два средства не менее важны для композиции. Контраст – это ярко обозначенная разница между свойствами пространственных форм, например светлый – темный, большой – маленький, высокий – низкий и т. д. Расположенные рядом два противоположных по свойствам предмета противопоставляются и подчеркивают особенности друг друга. Предмет кажется большим по величине, если рядом с ним стоит меньший по размерам элемент композиции. Так, например, водоем будет визуально выглядеть совсем крохотным, если его окружить высокими деревьями, но значительно увеличится в размерах, если рядом с ним высадить низкорослые кустарники и цветы.

При помощи контраста можно изменять не только форму и величину, но и цвет. Так, светлые предметы на фоне темных выглядят еще светлее, но тускнеют в сером безликом окружении. Серый цвет на фоне синего приобретает желтоватый оттенок, на красном – зеленый, и наоборот.

При оформлении участка контраст может оказать неоценимую услугу. Если вас не устраивает слишком строгое геометрическое построение вашего водоема, окружите его плавными очертаниями газонов, цветов, выложите несколько извилистых дорожек. Все это позволит смягчить контуры и внести необходимое равновесие. Тем не менее не следует злоупотреблять указанным средством. Чрезмерное противопоставление одного качества другому может вызвать раздражение и усталость.

Прекрасным равновесием для контраста может служить такое средство, как нюанс. Нюанс – это постепенный переход от одной формы к другой с помощью похожих друг на друга расположенных вместе предметов. Нюанс используется чаще, чем контраст, и требует хорошего знания материала и аккуратности выполнения.

Учет геометрического строения элементов участка19

В природе не встреяается четких геометрических линий, они созданы исключительно руками человека, поэтому каждый природный элемент можно визуально поместить в какую-нибудь геометрическую форму. Форма бывает линейной, плоскостной и объемной в зависимости от соотношения ее измерений.

В линейной форме одно измерение доминирует над двумя другими, в плоскостной – два измерения относительно равны между собой, но преобладают над третьим, а в объемной форме все три измерения близки по величине.

Если вы посмотрите на кроны деревьев, то сразу обратите внимание, что все они имеют свою форму. И каждое дерево можно представить в виде геометрической фигуры – шара, конуса, куба и т. д. По сравнению с ними более низкие массивы, например низкорослые кустарники, цветники и травы, выглядят как фигуры, имеющие плоскостную форму. Линейной формой обладают преимущественно дорожки и бордюры.

Соотношение форм по величине

При выборе деревьев и кустарников для сада мы, как правило, основываемся на контрастах: большой – маленький, высокий – низкий, конусовидный – шарообразный и т. д. Например, прямые дорожки в саду, соединяющие разные точки, прекрасно смотрятся в сочетании с круглыми клумбами цветников.

При оформлении участка следует использовать какую-то одну определенную форму. Применение сразу нескольких внесет в ваш уголок природы хаос. А разнообразия можно достичь, придавая этим формам различную величину. Так, круглый бассейн можно расположить в центре овальной площадки. Также очень интересна композиция из квадратных и прямоугольных площадок. Но геометрические формы интересны только тогда, когда они четко просматриваются: в дорожках, бордюрах, газоне или очертаниях пруда. В центре композиции необходимо расположить нечто эффектное, например подстриженное, оригинальной формы дерево или цветник, устроенный в клумбе или кадке.

Деревья и кустарники прекрасно смотрятся, если расположены по углам цветника квадратной или прямоугольной формы или в конце дорожек. В этом случае они подчеркивают четкость геометрических линий.

Подбор фактуры элементов

Фактура – это характер поверхности предметов. В нашем случае речь идет о фактуре деревьев, кустарников, газонов, цветников, материалов, лестниц, ограждений и т. д.

Фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа) или тонкой (береза, ива).

Подбор цветовой гаммы элементов

На выбор цветовой гаммы элементов участка влияют такие условия, как время года, возрастные изменения растений и колорит окружающих их цветников.

Летом, весной и осенью цветовая гамма растений определяется окраской листьев, цветов, плодов, стволов, ветвей. Зимой она состоит из окраски ствола и ветвей. Особое место в колорите композиции занимают вечнозеленые растения. Фоном для деревьев могут служить газоны, цветники, водоем.

Оптимальная цветовая гамма для декорирования участка28

При выборе цвета нельзя допускать излишней пестроты вашего участка и беспорядочного расположения цветовых пятен. Основополагающим правилом в этом случае должна стать гармония. Подобного эффекта можно достичь двумя способами: либо используя контрасты, либо с помощью сочетания различных оттенков одного цвета. Помните, что цвет влияет на наши эмоции и чувства.

Цвета бывают холодными или теплыми, они способны делать предмет легким или тяжелым, вызывать чувство веселья или грусти, успокаивать или возбуждать. Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый) являются активными, холодные (синий, голубой, фиолетовый) действуют успокаивающе. Зеленый, который называют промежуточным, является цветом физического равновесия.

Существует мнение, что цвет обладает терапевтическим действием. В санаториях для стабилизации нервной системы отдыхающих организуют так называемые голубые сады. Растениями для таких садов могут стать голубая ель, белая ива, узколистный и серебристый лох, сцилла, незабудка, лобелия, василек и др. Известно, что в спальне, решенной в холодных тонах, человек засыпает быстрее, чем в комнате, выполненной в теплых.

Цвета делятся на хроматические и ахроматические.

Хроматическими называют основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый. Отличительным признаком таких цветов является отсутствие резких градаций.

К ахроматическим относятся белый, черный и все оттенки серого. Белый цвет вносит свет и оживление, дает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, наоборот, уменьшает объем и усиливает действие теплых цветов – красного и желтого.

Цвет характеризуется насыщенностью (чистотой) и яркостью (светлотой). Насыщенность цвета зависит от степени присутствия в нем белого цвета. Яркость, наоборот, определяется степенью отличия цвета от белого. В природе редко встречаются чистые, насыщенные цвета. В основном они вялые и размытые.

Усилить насыщенность желтой окраски цветка можно, расположив рядом с ним фиолетовый; бледно-красный цветок выглядит ярче на фоне зеленого. Ярко-синее растение будет казаться менее насыщенным, если рядом с ним разместить цветок красного цвета.

При выборе цветов также обратите внимание на то, что светлые тона кажутся легкими, а темные – тяжелыми. Ярко-желтый цвет стремится вверх. При этом создается ощущение, будто он приподнимает плоскость, особенно если его поместить на темном фоне. Голубой цвет также причисляется к легким.

Существуют цвета переднего и заднего плана. Все теплые тона при дневном освещении кажутся более близкими, их относят к цветам переднего плана. Холодные тона, наоборот, зрительно кажутся отдаленными. Чистые насыщенные тона в отдалении смешиваются, превращаясь в голубоватую дымку; голубые и синие, напротив, приобретают бо€льшую густоту.17

При оформлении участка важно помнить, что в общий колорит войдут не только цветы, деревья, пруд, лужайки, но и окраска стен дома, забора, бетонного ограждения водоема. Все эти цвета и оттенки займут соответствующее место в вашей палитре. Важно научиться видеть цвет и оценивать его в соотношении с окружением. Только в этом случае можно будет подобрать подходящий фон и составить композицию таким образом, чтобы фон не раздражал глаза и не вызывал отрицательных эмоций.

Не следует забывать и том, что в сумерках цветовое соотношение меняется. Синий и зеленый становятся цветами переднего плана и смотрятся более светлыми. Красный и желтый превращаются в более глубокие и отдаленные тона.

Учитывайте при выборе цветовой гаммы и правило контраста. На фоне темной стены высаживайте светлые цветы с желтовато-зеленым или серебристо-серым оттенком листьев. Около белого здания красиво смотрятся цветы с темно-зеленой листвой, которая частично поглощает отраженный свет. Здесь можно посадить барбарис, устроить пышный розарий красного цвета. Если дом построен из красного или терракотового кирпича, растения около него должны быть холодных или нейтральных тонов. Для этого подходят сине-зеленый можжевельник, магония с серо-зелеными листьями, сизо-серебристый лох.

Ограждение сада, площадок, водоема также необходимо включить в цветовую гамму вашего участка.

Основные принципы ландшафтного проектирования

Проектирование любого ландшафта должно быть подчинено четко сформулированной внутренней идее. В наиболее известных историко-культурных ландшафтах последовательность пейзажей обязательно продумывалась, увязывалась с маршрутом прогулок, внешним природным окружением. Между особенно эффектными видами вводились пейзажные паузы, чтобы дать посетителя эмоциональную передышку, а затем удивить вновь открывающимися выразительными ландшафтами. Этот прием ландшафтного дизайна позволяет избежать однообразия и создать постоянную смену картин. Что актуально даже при проектировании маленького участка, т.к. даже будучи ограниченным размером дизайнер проводя грамотное зонирование должен придерживаться какой-либо идеи (например, средиземноморского сада или классического французского сада «a la Versaille» но ту важен размер участка), либо сада «natural garden».

Красивый пруд

Красивый пруд

Организация пространства

Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих элементов:

планировочных (аллеи, тропинки, площадки и т.п.)
объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы)
плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и т.д.)

При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия.

К ним относятся:

Закон линейной перспективы. Как правило предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо на поверхности с небольшим подъемом.

Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) выглядят наиболее выигрышно при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (деревья с архитектурной или шаровидной формой кроны) более эффективно смотрятся на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу.32

Кроме этого, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников понижением рельефа). Глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт.

Закон воздушной перспективы имеет большое значение для ландшафтного дизайна.

Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертание. Скажем, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и синеватым оттенком листвы и хвои значительно усиливает впечатление глубины пейзажа. Расположение насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.

Свет и тень

В ландшафтном дизайне особое значение имеют данные по освещенности, контраста света и тени, цветовой гаммы, но особенно важна их роль в пейзажном стиле, поскольку именно он заинтриговывает посетителей постоянной сменой цветовых и световых форм природы в течение суток и сезонов года. С помощью светотени можно подчеркнуть выразительность, объемность растительных групп и архитектурных сооружений. Следует учитывать ориентацию по сторонам света, направление и силу освещения солнечных лучей в разное время суток.

Боковое освещение наиболее контрастно высвечивает фактуру растительности и архитектурных сооружений, поскольку наиболее благоприятным условием освещения пейзажей является угол падения солнечных лучей 15-45*С.

Различают утреннее, дневное и вечернее освещение. Утреннее освещение наиболее эффектно. Тени ясные и четкие, в наибольшей степень оттеняют все особенности формы предметов. Поэтому чтобы использовать эффект от освещения утренними лучами, необходимо располагать главные части ландшафта к северу, югу, западу от точки наблюдения. Дневной свет слишком яркий, в нем золотятся и плохо читаются формы. Поэтому обозреваемые пейзажи не должны располагаться в южном и юго-западном направлении. Объекты ландшафта, предназначенные для вечернего освещения следует спроектировать от наблюдателя на юг и восток.

Цвет

Цветовая гамма насчитывает более 130 оттенков, а общий колорит пейзажей меняется не менее 9 раз в году. В создании колористки ландшафта одинаково важен не только общий подход к цвету, но и продуманность деталей. Для ландшафтного дизайна важно влияние цвета на организм человека. Например, красный, оранжевый, желтый, розовый, пурпурный цвета возбуждают и вызывают бодрое и радостное настроение. Напротив, фиолетовый, синий, зеленый обладают успокаивающим действием, способствующим замедлению пульса и снижению артериального давления.43

Ландшафтному дизайнеру важно чтобы цветовые сочетания строились на принципах цветовой гармонии: либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса или перенасыщенности цвета.

Контрастные, жизнерадостные и колоритные сочетания образуются при парном сопоставлении основных и противоположных им дополнительных цветов: красный — зеленый, оранжевый — синий, фиолетовый — желтый.

Однако цвета нельзя использовать в одинаковых количествах. Они не должны занимать равные площади, т.к. нарушится оптическое равновесие.

Цвет и свет

Цвет и свет в ландшафте тесно взаимосвязаны. Красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается; при сумеречном – служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность. Она кажется более обширной. Белый и желтый распространяется на близлежащие более темные цвета. А голубой при дневном освещении удаляет предмет, поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков. При сумеречном свете темно-синий, фиолетовый и черные цвета уменьшают объем. Зеленый цвет самый спокойный. Он уравновешивает другие цвета. Например, газон слишком яркий, роскошный бордюр. Однако в больших пространствах зеленого цвета человек подчас чувствует себя не комфортно, пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент цвета. Сейчас в моде в ландшафтном дизайне монохромные сады, где превалирует зеленый цвет. Но, кажется, в нашем климате, где мы имеем зиму 6-7 месяцев в году (т.е. превалирует белый цвет), за несколько месяцев весны-лета хочется буйства красок, впрочем, возможно это субъективное мнение данного ландшафтного дизайнера.

Внесение цветового пятна, эффекта «света-тени» может оживить монотонность зеленого. Важнейшие приемы для ландшафтного дизайна – это ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия.

Ритм

Прием ритмичного построения является повторение отдельных элементов и расстояний между ними, примером могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, для избегания эмоционального переутомления ландшафтный дизайнер включает в них скульптуру, цветники, фонтаны, мини-водоемы, чередуют различные декоративные древесно-кустарниковые группы.

Контраст

Контраст – сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам – по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, цвету и тени. Можно использовать в ландшафтном дизайне сразу несколько контрастных признаков, но контраст не должен быть слишком частым и резким. В ландшафтном дизайне количество декоративных признаков для группы (древесно-кустарниковой, части бордюра и т.д.) максимально составляет 11.

Например, для древесно-кустарниковой группы возможен контраст или нюансность по:

форме
фактуре
листу
характеру ветвления
цветению

Нюанс18

При построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок и пространств. Нюансные отношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют особой внимательности и продуманности. Как мы упоминали, в ландшафтном дизайне могут использоваться цветовые нюансы, например, в древесно-кустарниковой группе могут быть использованы виды контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансовыми оттенками – схожесть по плотности кроны и цветению.

Симметрия и асимметрия

В ландшафтном дизайне гармония и симметрия могут быть достигнуты в результате использования двух приемов — симметрии и асимметрии.

Динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.

Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие части и детали располагаются на равном удалении от главной осевой перспективы, что создает впечатление торжественности.

Иногда симметрия и асимметрия переплетались в одном ландшафтном произведении. Особенно это заметно было в России, где парадная, примыкающая к дому часть, была выполнена в традиционно классическом стиле (симметрично), а парковая часть была в пейзажном стиле (т.е. асимметрично).

Необходимо разнообразие в ландшафтной (исправленный )архитектуре не только в генеральном плане сада, но и в деталях. Использование пространства и его умелое заполнение является важнейшей задачей ландшафтной архитектуры.

Правильный выбор саженцев плодовых деревьев в питомнике растений

Тот, кто всерьез занимается выращиванием сада, знает, что половина успеха в этом непростом деле – правильный выбор саженцев плодовых деревьев. Выбирать саженцы для посадки надо только в проверенных местах – садовых товариществах, в которых занимаются разведением плодовых деревьев, возможно использовать питомник растений или научно-исследовательских хозяйствах, специализирующихся на выведении новых сортов.

Но даже покупка посадочного материала в казалось бы абсолютно надежных местах не может дать 100% гарантии того, что сорт будет именно таким, о котором вы мечтали. Поэтому многие садоводы-любители предпочитают заниматься селекцией самостоятельно.

Чтобы купленные саженцы благополучно добрались до места посадки, необходимо позаботиться о сохранности их корней во время выкапывания и транспортировки. Если вы используете интернет магазин саженцев, уточните данный нюанс. Из-за неправильного хранения молодые растения могут даже погибнуть. При выкапывании следует стараться не повредить корневую систему и захватить вместе с ней как можно больше земли. При перевозке обернуть корни вместе с землей в мешковину или пленку и тщательно обвязать.

Если вы приобрели саженцы без земли, следует немедленно поместить их в земляную жижу и обложить мхом или травой. Если корневая система сильно пересушена, стоит поставить растения в воду на пару дней, чтобы они восстановили водный баланс. В воде должны оказаться не только корни, но и часть ствола и даже ветви. Через кору также происходит насыщение влагой.0

Правильный выбор саженцев плодовых деревьев в питомнике растений

После того, как саженцы доставлены на место посадки, их надо высадить или прикопать, если они будут высажены на постоянное место произрастания через какое-то время. Если саженцы с закрытой корневой системой и земля не мерзлая, можно их высаживать в заранее подготовленную яму. А если высаживать их собираетесь только весной, на зиму они должны быть прикопаны.

Для прикапывания выбирают защищенное от ветров затененное сухое место. На нем ни в коем случае не должна застаиваться вода, даже при сильных ливнях или таянии снегов. Вырывают канавку, в которую поместится корень и около половины ствола, устанавливают растения кронами на юг под углом 45 градусов, тщательно засыпают землей, поливают и утрамбовывают. Стенки канавки должны быть наклонными. У правильно прикопанного деревца очень быстро образуются новые корешки. Для защиты от грызунов место прикапывания и ствол лучше обложить еловыми лапками. Некоторые садоводы предпочитают для этих целей обнести место металлической сеткой.

Современный ландшафтный дизайн в городской среде37

Автор курса: Валерий Анатольевич Нефедов, доктор архитектуры, профессор кафедры урбанистики и дизайна городской среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
Продолжительность: 10 занятий (40 ак. часов)
Стоимость: 16 000 рублей

Для студентов и выпускников – 12 800 рублей.

По окончании курса выдается сертификат Международной Школы Дизайна.

1-я неделя: теоретические занятия, графическая интерпретация средств ландшафтного дизайна (20 ак. часов — 5 дней по 4 ак. часа);

2-я неделя: объемное моделирование ландшафтных форм (20 ак. часов — 5 дней по 4 ак. часа)

Тематическое содержание

Ландшафтный дизайн поверхности земли в городских открытых пространствах (планшет). Природные и искусственные материалы. Информативный и образный «язык» поверхности. Знаки, символы, графика на поверхности земли. Новые подходы и технологии

Дизайн искусственных форм рельефа — геопластика. Гряды, волны, капли, спирали в ландшафтных композициях. Скульптурная обработка поверхности земли в системе открытого пространства. Оформление подпорных стен и лестничных спусков в городской среде и на частных участках. Габрионы в ландшафтных композициях
Дизайн форм растительности. Вертикальные «слои» композиций из растительности. Композиция растительных форм (деревья, кустарник, почвокровные растения, цветы) в городском открытом пространстве и вблизи индивидуального жилища. Сочетание растений с различными декоративными возможностями. Формализованные приемы интерпретации растительности

Дизайн водных устройств. Приёмы использования пластических возможностей воды в ландшафтных композициях. Водные устройства на базе новых технологий. Каскады, фонтаны, водная скульптура в городских и загородных открытых пространствах
Световой дизайн в городском ландшафте. Приемы подсветки и элементы освещения, технология и дизайн. Подсветка форм растительности и водных устройств. Антивандальный дизайн элементов освещения. Световой сценарий пространства, свет статичный и динамичный

Эскизное макетирование ландшафтной композиции индивидуального участка с разработкой концепции пространства. Схематическое изображение жилого дома и системы пространства вокруг него с учетом характера использования
Моделирование рельефа, форм растительности и водных устройств в качестве детализации концепции ландшафтной организации участка. Уточнение приемов ландшафтной организации фрагментов ландшафта с использованием различных материалов

Разработка детального макета участка с раскрытием основной идеи организации пространства. Представление в макете приемов оформления поверхности земли, рельефа и композиции водных устройств
Разработка детального макета участка с раскрытием основной идеи организации пространства. Завершение пространственного моделирования форм ландшафта
Деталь ландшафта индивидуального участка. Схематическое моделирование объекта дизайна в структуре участка: лэнд-арт, скульптурный знак, малая форма, водная скульптура

http://spb.designschool.ru/study/masterclass/modern-landscape/
http://sazhaemvsadu.ru/pravilnyj-vybor-sazhencev-plodovyx-derevev-v-pitomnike-rastenij/
http://www.blagosad.ru/landshaft_project_basicprincips.php
http://www.libma.ru/sdelai_sam/dekorativnye_prudy_i_vodoemy/p2.php