Термины в ландшафтном дизайне

Акцент — прием, основанный на наиболее сильном противопоставлении и подчеркивании какой-либо детали в ландшафтной композиции по величине, положению в пространстве, освещенности или цвету.

Аллегория — олицетворение некоторых отвлеченных понятий, изображение их через ассоциативно близкие, конкретные образы, существа и предметы.

Ампир — художественный стиль, выражавший определенный эстетический вкус. Для ампира характерно стремление к монументальности и порядку художественных форм. Этот стиль опирался на классицизм конца XVIII века.0

Ансамбль — совокупность, единство. Функционально связанная совокупность сооружений, растительности и других элементов ландшафта, приведенная к единству и получившая определенный художественный образ. Композиционная цельность и архитектурно-пространственное единство являются основной чертой ансамбля.

Анфилада — ряд залов, комнат. В парках — ряд дворов, отдельных зеленых замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными на одной оси.

Асимметрия — такое сочетание и распределение объемно-пространственных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии.

Барокко — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе с конца XVI века до середины XVIII века отличался контрастностью, подвижностью форм, эмоциональностью, парадностью и отражал сложность, вычурность в построении ландшафтных композиций.

Видовая точка — место на парковой территории, с которого лучше всего воспринимаются виды, пейзажи. Такое место обычно закрепляется устройством видовой площадки.

Возрождение — эпоха культурного и экономического расцвета стран Западной и Центральной Европы в XIV-XVI веках. Основным идейным содержанием культуры этого периода был гуманизм, новое представление о человеке как о свободном и всесторонне развитом существе, способном к безграничному прогрессу.

Гармония — соразмерность, согласованность отдельных элементов и явлений, специфическое единство в многообразии (гармония в пропорциональности, в цвете, в фактуре).

Диссонанс — нарушение гармонии, проявляющееся в несоответствии формы и содержания, внешнего облика предметов и их сущности.

Доминанта — главный по силе художественной выразительности акцент в ландшафтном пространстве, которому подчинены другие элементы. Доминанта может проявиться в форме, цвете, фактуре или идейном содержании.1

Идиллия — особый вид красоты пейзажа, в котором воплощено величие природы и преобразующего ее человеческого труда.

Курдонер — парадный двор дворца, виллы, замка в виде сада, со стороны улицы огражденный сквозной оградой, а с остальных четырех сторон — частями или корпусами П-образного в плане здания.

Ориентация — расположение главной оси дорог, аллей, спортивных площадок и сооружений относительно направления юг-север; различают широтную и меридиональную ориентацию.

Пропорция — соразмерность, определенное соотношение отдельных частей предметов и явлений между собой, одно из проявлений гармонии.

Рекреация — зона в интерьере или на открытом воздухе (в парке, саду), предназначенная для различных видов отдыха (прогулок, занятий спортом и развлечений).

Ренессанс — см. Возрождение.

Рококо — художественный стиль, возникший во Франции при Людовике XV и распространившийся в Европе в первой половине XVIII века. Выражал вкусы дворянства. Для рококо было характерно отсутствие глубокого идейного содержания и мотивов гражданственности, украшательство, прихотливая орнаментальность формы, отличавшейся нарочитой асимметричностью и сложностью извилистых линий.2

Романтизм — течение в искусстве европейских стран, оформившееся в конце XVIII века. В садово-парковом искусстве выражался в формировании идиллических сельских пейзажей, искусственных руин, готических парковых построек.

Стаффаж — фигуры зверей, людей, небольшие жанровые сцены, вводимые в композицию ландшафтного парка для оживления. Были распространены в парках XVIII-XIX веков.

Стиль — исторически сложившаяся, относительно устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания искусства. Этим понятием определяются крупные этапы в развитии садово-паркового искусства: романский, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, романтизм.

Тектоника — художественное выражение закономерностей строения, присущих определенной породе или виду растения.

Эспланада — зеленое устройство, возникшее в XIX веке на месте разрушаемых фортификационных сооружений средневековья.

Фен-шуй и современное ландшафтное проектирование

Ландшафтные сады в Китае и Японии создаются по всем правилам фэн-шуй. В них не увидишь геометрически правильных линий: длинных прямых аллей или идеальных по форме клумб. Все элементы гармонично сочетаются друг с другом и максимально приближены к естественному состоянию природного ландшафта.

Внимание китайцев к природе во всех ее проявлениях, наблюдение за различными ее состояниями позволяет им применять ее законы к планированию сада, достигать баланса инь и ян как в целом (на всем участке), так и в деталях (отдельных уголках сада). Целью человека, работающего над планированием сада на участке около дома, должно стать желание дополнить интерьер дома (вид, который открывается из окна, открытой двери, с балкона или террасы, считается частью интерьера дома) и создать окружение, в котором был бы сохранен баланс инь (ландшафтный сад) и ян (застроенное пространство).4

План застройки и озеленения садового участка необходимо составить перед началом строительных и земельных работ. Чтобы земля использовалась рационально, а гармония инь-ян не нарушалась, необходимо заранее решить, какую часть займут сад и огород, в каком месте будет разбит цветник, где устроены зона отдыха, пруд, беседка и размещены хозяйственные постройки. При этом обязательно учитывается рельеф почвы, особенности окружающего ландшафта. По-разному, например, будут планироваться участки, находящиеся на равнинной местности, на холме; примыкающие к лесу и находящиеся на берегу реки или другого водоема.

Итак, сначала изучите рельеф и конфигурацию участка, то есть произведите его обмер, если необходимо, определите уклон. Садовый участок, идущий под уклон, обладает плохим фэн-шуй, а потому ставит перед вами дополнительные проблемы, требует проведения коррекционных земельных работ по укреплению склонов. Рекомендуем такой участок разделить на террасы, расположенные на разных уровнях. На границе между ними при небольшом уклоне сделайте откос, а при большом — постройте подпорную стенку, для того чтобы плодородный слой земли не смывался во время полива, таяния снегов, чтобы влага удерживалась на террасах, распределялась равномерно.

Подпорная стена может выполнять и декоративную функцию. Возможно, она подскажет вам оригинальное планировочное решение дачного участка, а использование различных архитектурных элементов придаст ему неповторимость, красоту. Например, у плавно изогнутой подпорной стены целесообразно будет разместить уголок отдыха — пруд и скамью.

Согласно принципам фэн-шуй, в китайском саду обязательно должны присутствовать символы всех пяти элементов (Воды, Земли, Металла, Дерева и Огня).

Чаще других китайские ландшафтные сады включают следующие компоненты:5

плавные потоки воды, воплощающие богатство. Важно помнить, что неспешно текущий водный поток является проводником ци на вашем участке. В качестве одного из вариантов предлагаем устроить в том месте сада, который виден из окон или с веранды дома, небольшой, сложенный из камней водопад с водоемом у подножия. Чтобы вода (инь) не нарушила равновесия инь и ян, советуем посадить рядом с водоемом влаголюбивые растения, имеющие высокие стебли, например осоку (ян).
пруд, в котором плавают черепахи или рыбки, растут лотосы, символизирует единство и успех. Фэн-шуй отдает предпочтение прудам символической формы. Если помните, очертания предметов способны оказывать влияние на людей и фэн-шуй окружающей местности. Чаще всего прудам придают форму квадрата или прямоугольника, имеющую определенное сходство с иероглифом коу («рот») и символизирующую потомство.

Желательно разместить на пруду остров, который может использоваться для отдыха у воды (поставьте там беседку) и, что особенно важно, станет уравновешивать воду (элемент инь) и землю (элемент ян). Нельзя сажать на острове дерево, так как иероглиф му («дерево»), вписанный в иероглиф коу («рот»), имеющий форму квадрата, станет очень похож на иероглиф кунь («несчастье», «тюремное заключение»).

Следуя советам классического фэн-шуй, вы должны поселить в пруду рыбок, если хотите увеличить свое богатство, благосостояние семьи. Это могут быть любые декоративные породы рыб, но предпочтение отдаввалось золотым рыбкам или японским карпам. Цвет рыбок также символичен, выбор будет зависеть от того, успехи в какой сфере своей жизни вы излаете улучшить.

В некоторых климатических зонах содержание рыбок в открытом пруду в течение всего года может стать для Вас настоящей проблемой. Понадобится, например, устраивать специальный подогрев, чтобы вода в зимнее время не промерзала до дна.

Но все эти хлопоты покажутся пустяком, когда вы ощутите влияние ци, мощным источником которой является пруд.
камни относятся к Земле и олицетворяют горы, холмы. Китайцы почитают холмы, считая их источником жизни, ведь именно по их склонам спускается на поля вода, без которой не будет хорошего урожая. Холмы относятся к ян, их необходимо дополнить элементом инь, например прудом. 15

Для мощения садовых дорожек желательно также использовать камень, причем не фигурную тротуарную плитку, а природный, необработанный камень или его искусно выполненную имитацию (из бетона и каменной крошки). Покрытие получится прочное и красивое, прекрасно впишется в ландшафтный сад и будет представлять в нем стихию Земли.
растения с благоприятными символическими значениями, представляющие как инь, так и ян, гармонично сочетающиеся по цвету, аромату. Высокие деревья символизируют силу и рост, прогресс. Их обычно сажают на большом участке, чтобы не нарушать баланса инь и ян (соотношение вертикальных и горизонтальных поверхностей). Высокие деревья, посаженные очень близко к дому, создают плохой фэн-шуй, они мешают ци проникать в жилище.32

Деревья принято сажать позади дома, на северной стороне участка, для обеспечения его защиты от северных ветров. Однако порой защита нам нужна не только от непогоды, но и от ша, направленных на участок и дом извне. При помощи высоких деревьев можно скрыть все, что покажется вам неприятным, например вид на кладбище, пустырь, и улучшить таким образом фэн-шуй участка.

Стихию Огня в саду представляют красные, оранжевые цветы, заостренные крыши построек, пирамидальной формы беседки, а также искусственное освещение. Его необходимо продумать так же тщательно, как и освещение внутри дома.

Фонарей у центральных ворот будет недостаточно, они не осветят всю территорию сада. Подумайте о подсветке пруда или бассейна, дома, освещении дорожек, наиболее выразительных, красивых мест сада* В идеале свет должен распределяться по всей площади участка равномерно. Верхний ярус образуют высокие фонари и светильники, которые в фэн-шуй часто используются еще и для коррекции неудачной формы участка; средний ярус — светильники на невысоких опорах вдоль дорожек, у беседки; нижний ярус — подсветка бассейна, фонарики, плавающие на поверхности пруда.33

На участке при наложении магического квадрата выделяются такие же зоны богатства, славы, брака и т. д., как и в доме, их тоже можно активизировать, в частности путем усиления освещенность. Составляемый вами план должен учитывать расположение каждого элемента фэн-шуй. Место для камней, пруда, посадки деревьев выбирайте на основе скрупулезного анализа местности, быть может, оно и не будет соответствовать стандарту, но позволит вам скрыть источник ша, скорректировать форму участка.

Классический фэн-шуй выработал общие правила, которые объединены нами в таблице (под нейтральным следует понимать допустимое, но не самое благоприятное место для размещения).

Террасирование участка  — общие рекомендации

Проектируя будущий сад, в первую очередь обратите внимание на рельеф участка.

Нередко загородные владения расположены на косогорах, склонах оврагов, на берегах рек, иногда искусственные неровности и уступы образуются после строительных работ.

Такие сады требуют устройства горизонтальных поверхностей для посадок, но полностью выравнивать рельеф вряд ли целесообразно.

Предлагаем использовать метод террасирования. 49

Террасирование участка — это формирование горизонтальных уступов (террас), укрепленных подпорными стенками. Такое проектное решение поможет защитить почву от эрозии, предотвратит размывание земли и станет великолепным декоративным элементом сада.

Подпорные стены для террас

Строить подпорные стены при террасировании участка лучше всего из кирпича и натурального камня. Но с помощью этих материалов можно достигнуть лишь 70-сантиметровой высоты.

Другое дело – бетон, из него воздвигается стена до 3 м, при этом метод армирования делает конструкцию прочнее.

Обратите внимание: при создании стенок важно ориентироваться на солнечную сторону в противном случае сильная тень от вертикальной стенки приведет к вытягиванию растений, изменению их окраски и слабому цветению. Если стенки проектируются не более чем на полуметровую высоту, то при закладке фундамента можно ограничиться закапыванием мощных плоских глыб и выложить на них всю стенку. При больших размерах не обойтись без создания бетонной или гравийной подушки.

Оригинальность подпорным стенкам придает облицовка различными материалами, среди которых декоративный кирпич, натуральный камень, бетонные блоки и деревянный брус. Все материалы крепятся на цементный раствор.33

Другой способ выполнения подпорной стенки — сухая кладка, когда камни плотно укладывают без использования цементного раствора.

Этот метод более трудоемок, он предполагает тщательный подбор камней и квалифицированную их укладку. Зато такая стенка позволяет высаживать в швы между камнями многолетние растения (часто швы заделывают грунтом с семенами, которые прорастают уже на нужном месте).

Отметим, что в садах средней полосы подпорные стенки сухой кладки – редкость. Продолжительные осенние дожди и весенние паводки быстро разрушают их, и дорогая конструкция теряет весь свой эффектный вид.

Выгоднее строить стенки с использованием цементного раствора, а если необходимо украсить швы растениями, то самый простой способ — оставить ниши в стене, выполненные из цемента, и заполнить их грунтом с семенами однолетних ампельных растений.

Конструкции подпорных стен могут быть разными и зависят от высоты террасы.

Фундамент их, как правило, составляет 1/3 предполагаемой высоты. Если стенка имеет заглубленный фундамент, то для предупреждения застоя воды необходимо проложить закрытую дренажную систему, иначе вода постепенно разрушит подпорную стенку, и на террасе нельзя будет выращивать растения. Дренаж прокладывают вдоль внутренней стороны подпорной стенки с таким уклоном, чтобы вода уходила за пределы участка.

Границы террас необязательно должны быть прямыми, они могут иметь изгибы. Выглядит это более гармонично, но в таком случае усложняется строительство опалубки для фундамента подпорных стен.

Любой опытный садовод без особых усилий подберет такой состав растений для подпорных стенок, чтобы они цвели весь сезон.

Для начинающих любителей растениеводства перечислим лишь несколько представителей царства Флоры, способных заполнить стенные ниши: это всем знакомые настурция, петуния, сурфиния, лобелия, душистый горошек, табак.

Великолепно смотрятся в таких посадках скальные папоротники, седумы, очитки.50

Общее требование для всех растений — не слишком мощная корневая система, поскольку в нише не особенно разгуляешься.

На террасах, образованных подпорными стенками, размещают декоративные посадки, газоны, гравийные сады, рокарии, водоемы, огороды и даже плодовые деревья.

Растения, выбираемые для террасированного участка, не нуждаются в особом уходе, но при замедлении роста и уменьшении обильности цветении желательно подкормить их слабым раствором минеральных удобрений, полив из лейки по каменной кладке.

Не следует забывать о том, что переходить с террасы на террасу удобнее по лестницам. Поэтому еще в самом начале работ по террасированию участка, нужно подумать о местоположении лестниц.

Лестницы в саду должны быть пологими, высота ступени может быть максимум 10 см, ширина — минимум 30 см.

В прогулочной части сада, там, где нагрузка на ступеньки небольшая, их можно делать из камня или дерева, уделяя особое внимание подготовке основания, тщательно спланированного и уплотненного. Лестницы со значительной длиной или высотой, на которые приходится большая нагрузка, лучше сделать бетонными, а потом облицевать природным камнем или плиткой.

Все об озеленении участков и ландшафтном дизайне. Советы по выбору посадочного материала для альпийской горки, обустройстве рокария, газонов, патио, подпорных стенок. Узнайте малоизвестные факты из истории ландшафтного дизайна, познакомьтесь со стилями и направлениями ландшафтного дизайна, скачайте программы по дизайну или просто прочитайте полезные статьи по обустройству и планировке вашего участка.
Цветник

Современные технологии ландшафтного озеленения, несмотря на большое количество разработок и технологических достижений, до сих пор указывают на цветы, как на наиболее универсальный инструмент для расстановки акцентов на вашем участке. Правильно подобранная цветовая гамма с учетом периода цветения и размера позволяет обозначить определенный участок местности, скрыть недостатки и эффектно подчеркнуть положительные стороны. Только сбор в композиции, именуемые цветниками, обеспечит синергию очарования каждого цветка в отдельности. Конечно, можно высадить большое количество растений в случайном порядке, методом «тыка» или по принципу соседской полянки, но в этом случае магическое притяжение венца природы растворяется на фоне большого количества объектов.

Создавая осмысленную композицию, необходимо учесть самые неказистые мелочи, ведь от этого зависит эффект будущего цветника. Первоначально обратите внимание на освещенность выбранного места, а также возможность беспрепятственного полива.

Все упорядоченные цветники можно разбить на две большие группы: имитирующие естественные группы растений и регулярные посадки. Последние характеризуются подчинением строгим геометрическим законам, определяющим взаимодействие элементов между собой. А вот миксбордеры и рокарии, в отличие от клумб, бордюров и партеров создаются скорее под воздействием цветового давления и вегетативного периода. В отдельную группу выделяют солитеры, представляющие собой отдельно стоящие растения, которые обычно проявляют свой характер лишь в заметном отдалении от других посадок.

Виды цветников33

Бордюр представляет собой узкую полосу растений небольшой высоты, посаженных с большой плотностью. Как правило, составляются они из нескольких видов растений коврового типа, которые при подчеркнутом изяществе остаются весьма компактными. Здесь необходимо учитывать способность растений плотно примыкать друг к другу. Для составления бордюров прекрасно подходят бархатцы, агератум, вербена и очитки. Впрочем, используются они не только для обрамления дорожек и площадок, но и с целью эффектного подчеркивания партеров и клумб.

Классические бордюры дали жизнь рабаткам, отличающимся большей шириной и кричащей яркостью. Как правило, рабатками называются посадки произвольной длины при ширине более полуметра. Такие габариты позволяют создавать несложный, но действительно привлекательный орнамент, хотя чаще всего используется метод распараллеливания видов: цветы высаживаются так, чтобы подчас цветения проявлялось две-три полосы. Наиболее популярны сочетания смежных цветов – красного, розового и белого – и контрастных оттенков по типу фиолетового или оранжевого.

Недалеко от дома или хозяйственных построек принято высаживать односторонние рабатки, в которых ближняя к дорожке полоса меньше по ширине, а иногда и высоте. Для второстепенных дорожек можно применять особые трехполосные рабатки, средний слой которых немного возвышается.

Клумбы традиционно создаются в виде геометрических фигур. Десяток лет назад особой популярностью пользовались «холмики». В наше время им на смену пришли плоские композиции, возвышающиеся над газоном всего на 5-10 сантиметров. Трудно описать разнообразие клумб, поскольку они могут представлять собой примитивные композиции со скромным орнаментом/надписью или настоящие произведения искусства. Часы, действующие по времени года или же подчас теплой поры, календари или картины – это лишь малая толика того, что может дать нам продуманная клумба.

Ультрамодным решением станет скульптура, размещенная в центре клумбы, которая при рациональном развитии может перерасти в партер. Это достаточно сложный цветник, включающий в себя все описанные выше элементы, а также газоны. Впрочем, даже небольшой газон, обрамленный однополосной работкой, можно назвать партером. Хотя обычно партер покрывает внушительную площадь, подчеркивая собственной помпезностью и особой торжественностью величие построек со сложной архитектурой. Как бы там ни было, ни один партер не может обойтись без ковровых растений, к густоте и росту которых предъявляются особые требования.

Если говорить о естественных цветниках, то большой популярностью пользуются миксбордеры, где компоновка растений производится и по горизонтали и по вертикали. В основе лежат кустарники с потрясающе красивыми цветами, многолетники, отличающиеся высоким ростом, а также луковичные, яркость которых соседствует с компактным изяществом мелких растений и однолетников. Подчас проектирования миксбордера учитывается вегетативный период, размер растений и цветовая гамма, что позволяет создать плавный переход от одного яруса к другому, при котором не будет потеряна индивидуальность видов. Как правило, столь яркие композиции размещаются на однотонном фоне зданий и оград. При этом миксбордер при высоте в 1,5 – 4 метра может достигать в длину трех десятков метров.

Миксбордер остается пышным и ярким в течение многих недель, пока одни цветы плавно сменяются другими. Для достижения такого эффекта используется 2-3 десятка видов. Возможно, некоторые читатели заметят сходство с клумбами, но последние, как правило, не могут похвастаться столь плавными очертаниями. Кроме того, посадки естественного типа призваны сократить до минимума видимость вмешательства человеческой руки.

Альтернативой миксбордеру могут стать небольшие группы из 3-5 видов, растения которых незначительно отличаются сроками цветения. Такое решение оказывается весьма выгодным на затененных участках, где можно создать композиции из декоративнолистовых растений: папоротников и злаков.
Проектирование цветников

В период младенчества проекта большое внимание уделяется созданию генерального плана, который обычно выполняется в достаточно крупном масштабе на миллиметровой бумаге. Подобная необходимость объясняется тем, что площадь, занимаемая одним видом, редко превышает несколько квадратных метров.

Как правило, цветники, за редким исключением, делят минимум на три части. Фоном служат крупные растения, цветение которых приходится на период второй половины лета и начала осени. Цветы в середине редко превышают 40 сантиметров в высоту и раскрываются в первых месяцах лета. Чтобы остальное время пожухлая листва не портила внешний вид композиции, используются луковичные растения. Впереди цветника высаживаются невысокие многолетники.

Особое внимание уделяется цветовой гамме. Необходимо избегать режущих глаз цветовых решений, хотя это возможно далеко не всегда. Чтобы не созерцать все лето смесь голубого и красного или пурпурного и фиолетового, добавляют нейтральные тона по типу кремового или белого. Кроме того, необходимо следить, чтобы зеленый цвет листвы не стал преобладающим.

Продуманная композиция при помощи луковичных растений спрячет пятна голой почвы весной, закроет декоративной листвой семенящиеся виды и будет радовать глаз до самой осени.

http://land.web-3.ru/landscapingcomponents/parterre/
http://landscape.cveti-sadi.ru/sad-s-terrasami/
http://www.treeland.ru/article/garden/fen/land6aftnoe_proektirovanie.htm
http://www.green-portal.ru/dictionary/422.html