Топиарное искусство  — описание и характеристики

Мода на каменистые горки, декоративные огороды и небольшие водоемы никогда не исчезнет с наших участков. Сейчас уже входит в моду стрижка деревьев и кустарников в виде разных фигур. В наше время интерес к топиарному искусству все больше набирает обороты, на выставках посвященных ландшафтному искусству, не обходится без композиций из стриженых растений.

Дорожки из камня

Дорожки из камня

Топиарное искусство (англ. top — вершина) — фигурная стрижка деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм.
Топиарное искусство известно ещё со времён Древнего Рима. В садах Древнего Рима умелая техника подрезки ценилась очень высоко. Существовали профессиональные объединения мастеров художественной формовки.
Из дубов, калины и вечнозеленых лавров создавались живые шедевры. С помощью сложных специальных приспособлений кронам растений придавали четкие формы.

Свое второе рождение топиарное искусство получило в эпоху Ренессанса: аккуратно стриженые бордюры, обрамляющие дорожки и цветники, целые зеленые комнаты, образованные высокими зелеными стенами из липы, граба, туи или тиса, причудливые фигуры и затейливые растительные лабиринты. Несколько позже, в XVII веке правопреемницей и законодательницей топиарной моды стала Франция с ее регулярными садами. При Петре I это садовое творчество проникло и в Россию, яркий пример тому — Петродворец с его зелеными стенами, конусами, шарами и аккуратно стрижеными бордюрами. В 18 веке появилось так называемое «новое топиари» – стрижка растений с использованием металлического каркаса.0

Многие профессионалы возражают против такой техники, мотивируя это тем, что велик риск врастания растения в каркас.
На сегодняшний день популярен также «грин арт» – различные виды топиарных конструкций, чаще всего наполненные торфом и сфагнумом (род мхов), куда высаживаются растения. Почти забытые технологии формирования крон возрождаются, и разрабатываются новые способы. Практически любой вид растений можно использовать для стрижки, однако нужно помнить, что формирование фигур — это довольно длительный процесс.

Что такое индивидуальный стиль ландшафта

К индивидуальному ландшафтному стилю можно подобрать как типичные формы: куб, конус, пирамида, сфера, так и оформление фигур птиц или животных.
Процесс создания топиарных скульптур очень кропотливый и трудоемкий, формируют растения постепенно, год за годом приучая их к новым формам, а затем поддерживая эти формы регулярными стрижками. Наименьший срок для создания небольшой анималистической фигуры 6-7 лет. Сначала с помощь стимулирующих подкормок активизируют рост, на второй год начинают формировать скелетные ветви и только лишь лет через пять начинает обрисовываться силуэт.

Оформление клумбы камнями

Оформление клумбы камнями

Получить геометрические фигуры — более простая задача, но тоже требующая терпения и специальных знаний. Из хвойных пород идеально подходит для живых скульптур тис — это медленно растущее дерево с довольно плотной кроной, очень долговечное. Среди лиственных растений явным фаворитом является самшит (буксус).

Тис, бирючина, граб и самшит, которые можно повсеместно видеть в Западной Европе, к большому сожалению, не подходят
для формовки в климатических условиях Московской области.
Для средней полосы из хвойных растений для создания изгородей и стен подойдут ель колючая, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, туя западная. Для устройства бордюров подойдет можжевельник казацкий.

Лиственных растений для стрижки гораздо больше, чем хвойных: магония падуболистная, арония черноплодная, барбарисы, бересклеты, боярышники, бузина кистистая, вяз шершавый, дерен белый, жимолости, ивы, ирга канадская, калина гордовина, карагана древовидная, кизильник блестящий, клен Гиннала, клен татарский, клен полевой, лапчатка кустарниковая, лох серебристый, облепиха крушиновидная, пузыреплодник калинолистный, роза ругоза, слива колючая, смородины, снежноягодник белый, спиреи, яблони.

При выборе растения нужно руководствоваться следующими правилами: учитывать высоту растения (из крупного дерева практически невозможно сделать низкий бордюр, а из маленького куста – зеленую стену), подбирать оптимальный размер листьев (мелкие формы из крупнолистных видов выглядят плохо) и, конечно, учитывать требования растений к почве, свету, влаге, причем относиться к этому более серьезно, чем при выращивании растений без стрижки. Растения заранее подбирают с учётом задуманной формы.

Для высоких форм (высокая пирамида, конус, спираль) оптимально подойдёт тис, для «плотных» (шарик, куб, пирамида) – различные виды самшита.
Для живых изгородей идеальным решением станет ель, туя, желтая акация, боярышник, бирючина и другие.46
Если вы приобрели стриженое растение в питомнике, то будьте готовы к тому, что оно потребует особого ухода, его нужно регулярно стричь, не говоря уже о поливе, подкормках, иначе исправлять ошибки будет уже поздно. Стрижка ослабляет растения, и поэтому некоторым видам может понадобиться даже ежегодное укрытие на зиму. Что касается инструмента, то для ухода за топиарами необходимо иметь хотя бы минимальный набор, в который входят секатор, шпалерные ножницы, садовая пила и сучкорез.
Процесс создания в саду топиарных форм начинается с выбора места с учетом особенностей ландшафта, далее подбирается растение (для создания топиарных форм используются растения старше пяти лет с развитой корневой системой)и создаётся шаблон для стрижки из металлической сетки, производится стрижка.

Стрижка и обрезка — два разных приема, и об этом следует помнить.Обрезка применяется при создании фигур сложной формы, стрижка – когда необходимо создать прямую, ровную поверхность (живые изгороди, скульптуры в виде кубов).

При обрезке работа производится секатором. Длина каждой веточки рассчитывается индивидуально в соответствии с замыслом мастера.
В случае стрижки (называемой также «слепой обрезкой») все ветки обрезаются на одной длине. В процессе стрижки вы можете использовать кусторезы или садовые ножницы.

Идеальные сроки для обрезки – февраль-март, а стрижка производится в период роста побегов.
Стриженые изгороди могут быть разной формы (имеется в виду форма изгороди в разрезе). В странах с более солнечным климатом можно встретить изгороди квадратнои и прямоугольной формы. В условиях средней полосы нельзя производить такую стрижку, иначе нижние ветви не будут получать достаточно света и оголятся. Такие изгороди с голым низом выглядят очень непривлекательно и неопрятно. Стрижку изгородей нужно производить так, чтобы ее боковые стороны находились под не менее 10 градусов. При этом форма может быть треугольная, трапециевидная или округлая. Однако, если это невысокий бордюр из теневыносливого кустарника, то допустимо делать его боковые стороны строго вертикальными. Имейте в виду, что поддерживать изгородь с плоским верхом в аккуратном виде труднее, чем изгородь с острым или округлым верхом.

Для живых изгородей можно использовать несколько пород растений, получая интересные цветовые эффекты. При создании и уходе за живыми изгородями существуют отдельные тонкости:
Для любой стрижки существует золотое правило – не убирать за один раз более трети массы растения, иначе оно может начать болеть и чахнуть.
Уход за топиарами включает в себя регулярные подравнивание кроны (сообразно дизайнерскому замыслу и виду растения), подкормку, полив и санитарную обрезку.

Все же, приступая к фигурной стрижке кустарников или деревьев, следует иметь в виду, что без должного терпения и определенных навыков, пожалуй, не обойтись. Практически любое растение можно фигурно подстричь и сформировать необходимую форму, но некоторые из них плохо переносят такого рода эксперименты. Очень важно помнить, что для выдержанности композиции топиарное искусство должно сочетаться со всем архитектурным комплексом и ландшафтом территории.

Оригинальной новинкой в ландшафтном искусстве являются растения, специально сформированные в виде арки (из граба или тиса). Две половинки арки высаживают друг напротив друга, а вершины растений связывают. Так может получиться живая пергола, а если половинки арок высадить по кругу, то выйдет замечательная беседка.
Формированием кроны необходимо заниматься регулярно — это важное условие для получения хорошего результата. Оптимальными сроками для образки является вторая половина февраля-март, до начала сокодвижения. Фасонную незначительную стрижку можно проводить в период роста побегов. Для создания четких форм обрезку совмещают с прищипыванием быстрорастущих побегов или удалением почек, мешающих правильному развитию. Используя вековой опыт и современные технологии, можно создать стильный и оригинальный дизайн для любого сада.

Садовые бонсаи — особый вид топиарного искусства. Эта традиция пришла к нам из Японии и Китая. В Европе сейчас в моде восточные мотивы в ландшафтной архитектуре. Бонсаи размещают в стилизованных японских садиках или просто перед домом, как ординар.

Боскет — замкнутый участок с насаждениями, обычно правильной геометрической, чаще всего прямоугольной формы. Обсаживается стрижеными деревьями и кустарниками в виде плотной живой изгороди вокруг газона, площадки. Пространства внутри боскетов использовались для проведения празднеств, игр, танцев, встреч избранных лиц и так далее. Иногда там размещали бассейны, фонтаны, лабиринты, цветники.

Виста — узкая перспектива, вид, направленная в сторону какого-либо выдающегося элемента ландшафта. Включает точку обзора, обрамление (обычно кулисы из растений) и завершающий кульминационный объект обозрения (поляна, озеро, скульптура и прочее).

Лабиринт — участок парка или сада со специально запутанными проходами. Появился в садах эпохи Возрождения и барокко, широкое распространение получил в русских парках XVIII — XIX веков. Устраивается из высоких стриженых живых изгородей (с использованием граба, липы, лавра).

Французский ландшафтный дизайн — описание главных особенностей

Французский ландшафтный дизайн диктует:

Перепад высот,
Построение каскада из арок
Построение каскада из террас.
Даже фонтаны стилистически квадратные или прямоугольные,
Веранды и патио соединены лестницами и подпорными стенами,
Аккуратно подстриженные кустарники и ровно скошенные лужайки создают целый монолит садового ансамбля,
При помощи боскет создают отдельную зону отдыха на свежем воздухе.

Озеленение участка

Озеленение участка

V2В  королевские времена была популярна мода на живые лабиринты из высоких изгородей. Искусственные водоемы незаменимы атрибут стилистики данного  сада, каменные каскады с ниспадающими водопадами и ручейками придадут объемности и романтичности лаконичному парку. Скульптуры в традиционно французском стиле обязаны придавать парку роскошности и праздничности. Скамейки и шатры выполняются из натурального камня и плотного текстиля.
Учтите, что французский стиль в ландшафтном дизайне требует сложного и регулярного ухода, поэтому Вам не обойтись без помощи садовника. Ознакомьтесь со статьей «Ландшафтный дизайн сада своими руками», она поможет Вам осуществить Вашу мечту.
Этот вид не подходит для сада маленького размера, так как требует широкой и просторной территории. На таких лужайках принято проводить вечеринки и деловые встречи. Грамотно спланированный французский ландшафтный дизайн чаще всего встречается в больших гостиничных комплексах, ресторанах и государственных резиденциях.

Предпосылки возникновения

Классические итальянские садово-парковые ландшафты оказали значительное влияние и на Францию. Однако, параллельно с развитием основных стилистических разновидностей барокко, во Франции создавалась своя школа садово-паркового ландшафта, которая использовала совершенно иные культурно-исторические традиции, а главное — иные природные условия: благоприятный климат, хорошие почвы, поросшие широколиственными лесами равнины, плавно текущие реки и т.д. Поэтому дальнейшее развитие собственного паркостроения в ней пошло по совершенно иному пути. Особенно явно этот стиль был выражен уже со второй половины XVII в.43

Ведущие европейские державы соперничали не только на театрах военных действий, но и в создании пышности и блеска дворцово-парковых ансамблей. Эпоха просвещенного абсолютизма сформировала совершенно новый тип культурного ландшафта, получившего не только познавательно-увеселительные, но и государственно-репрезентативные функции. Садово-парковое искусство продолжало оставаться одной из любимейших забав сильных мира сего, являясь своеобразной сценой для разнообразных форм деятельности королевского двора: дипломатических приемов, всевозможных праздников и маскарадов, феерических представлений. Именно поэтому регулярные парки королевских резиденций становятся к XVIII в. самыми дорогостоящими «декорациями» для этих «спектаклей». Первопричиной такой «театрализации» жизни, несомненно, является персона августейшего монарха, идеей возвеличивания которой (как отражения господствующей персоны) пронизана вся архитектурно-ландшафтная композиция. Если кратко сформулировать основные принципы ландшафтной архитектуры в стиле французского классицизма, то ключевыми словами будут не «изобилие и роскошь», наиболее характерные для барокко, а «грандиозность и величие». Существенно изменился не только подход к использованию ландшафтных компонентов, но и вся пространственно-планировочная композиция ансамбля. Во Франции ярчайшими примерами этого стиля являются сады Во-ле-Виконта, Марли, Тюильри, Сен-Клу, Версаля и др. знаменитого ландшафтного архитектора Андре Ленотра (1613—1700).

Особенности планировки

В отличие от известной камерности итальянского и голландского барокко, наметился переход к проектированию культурных ландшафтов на очень обширных пространствах. Достаточно вспомнить, например, что площадь парка Во-ле-Виконта составляла 100 га (для его строительства было снесено три деревни и отведено русло реки), Тюильри в Париже — 16 га, Марли — более 20 га, а площадь Версаля достигала 1738 га, причем площадь только Малого парка в Версале с 12 боскетами составляла 100 га.

Зрительное расширение пространства

Зрительное восприятие стало играть главную роль, поэтому требовались огромные участки земли с выровненным рельефом (что тоже служило идеям парадности, официальности и грандиозности). Более того, впечатление огромного пространства старались усилить, используя некоторые специфические эффекты. Например, в качестве ограды садов стали использоваться фортификационные ограды «ах-ах», представлявшие собой рвы с заграждениями внутри или наполненные водой. Эти скрытые ограды вызывали возгласы удивления, внезапно появляясь перед гуляющими гостями, что и послужило причиной столь необычного названия. Такого рода приемы позволяли зрительно объединить обширное пространство парка с его еще более обширным природным окружением.

Эффекту зрительного расширения пространства были подчинены и такие интересные нововведения, как проектирование системы широких и длинных аллей. Центральная аллея выделялась размерами и оформлением, создавая ось симметрии всей композиции парка, причем аллеи не заканчиваются какими-то интересными объектами обзора, а открывают виды на далекие перспективы природных ландшафтов, уводя взгляд в бесконечность.

Доминирование дворца

Другим, впервые примененным, новшеством являлось использование радиально-лучевых аллей, исходящих из круглых парковых площадок, что также увеличивало обзор пространства. Этот прием отчетливо просматривается и в своеобразии «звездчатого» рисунка плана. Кроме того, подчеркнуто доминирующее положение занимает дворец, на раскрытие видов «к нему» и «от него» и ориентирована вся планировочная система. Становится важным его возвышение над парком. Дворец стоит на трех обширных террасах и должен быть виден отовсюду, как и король-солнце Людовик XIV.

Зонирование парковой территории1

Существенной и важной инновацией, повлиявшей на дальнейшее развитие ландшафтного проектирования, является постепенное изменение архитектурно-пространственного характера парка по мере удаления от центра-дворца. Иными словами, начинает формироваться принцип функционального зонирования территории какого-либо культурного ландшафта. Нельзя сказать, что этот прием был впервые использован во Франции, так как он зародился в садах загородных вилл Древнего Рима, но именно в парках французского классицизма он был наиболее последовательно развит. Смысл такого рода функционального зонирования парка состоял в следующем: в непосредственной близости от дворца наблюдается значительный перевес искусственных ландшафтных составляющих над естественными, велика роль архитектуры (скульптура, балюстрады, малые архитектурные формы, мощение больших площадок и др.). Также существенная роль отводится очень сложным водным и цветочным партерам.

По мере удаления от дворца, вдоль центральной оси парка соотношение рукотворных и природных элементов постепенно меняется на противоположное. Пространственные элементы композиции укрупняются, а роль архитектуры снижается. На первый план выступают широкие каналы (размеры Большого канала в Версале составляют 60×1600 м, поперечного — 80×1000 м), протяженные аллеи, уходящие за пределы парка, и довольно большие зеленые массивы — кенконсы и боскеты.

Далее, за зоной боскетов и кенконсов, размещается наименее измененная лесопарковая часть, которая за счет скрытых ограждений визуально соединяется с внешним природным окружением, как бы постепенно перетекая в него. Таким образом, в недрах одного из наиболее формальных стилей зародился переход к прогулочным паркам через расширение регулярных садов, поскольку чтобы увидеть новые интересные виды, нужно было уже пройти довольно большое расстояние. Напоминаем, что барочные сады были предназначены для статичного любования открывающимися пейзажами, а не для прогулок.

http://sad-fler.ru/publ/landshaftnyj_dizajn/topiarnoe_iskusstvo/topiary/15-1-0-63
http://greensad.com.ua/articles/dekorativnye-rastenija/francuzkij-landshaftnyj-dizajn/.
http://etual-design.com.ua/%D0%9B%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD/french-style.html