Ландшафтная архитектура и ее особенности

Теоретической и методологической основой разви­тия представлений о задачах, объектах и методах совре­менного архитектурно-ландшафтного творчества явля­ется системный подход, принцип целостности архитек­турно-ландшафтной среды в качестве объекта архитек­туры.

В общем виде цели ландшафтной архитектуры сле­дующие: функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым не­бом, преобразование ландшафтов при охране их при­родных особенностей, эстетика детального внешнего бла­гоустройства. Для определения объектов и конкретизации задач архитектурно-ландшафтного проектирования необходи­мы как дифференциация, так и интеграция знаний.

Особенности оформления участка

Особенности оформления участка

Расширение задач ландшафтной архитектуры обус­ловлено развитием, например, экологии (от специаль­ной естественной науки о взаимосвязях и взаимодей­ствиях живых организмов и среды к социальной эколо­гии, которая исследует проблемы взаимодействия обще­ства и среды).

Водопад

Для конкретизации объектов и задач ландшафтной архитектуры важно выяснить также вза­имообусловленность архитектурно-ландшафтной и при­родоохранной деятельности, связь вопросов рациональ­ного преобразования и охраны ландшафтов. В этом от­ношении в ландшафтной архитектуре четко выделяют­ся три группы задач: охрана, преобразование (форми­рование) и восстановление (рекультивация) ландшаф­тов.

В природоохранном плане в теории ландшафтной архитектуры особо актуальной является разработка ос­нов управления преобразованием окружающей среды. Перед обществом ставится задача охраны не только уникальных памятников природы и садово-паркового искусства. Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ланд­шафтного объекта.

Они заключаются в охране и улуч­шении исходных природных данных при проектирова­нии ландшафтов, совершенствовании архитектурно-ландшафтного объекта в процессе функционирования по заданной программе, а также учете возможностей ди­намики прямых и обратных связей «объект — среда» и изменении во времени общей природно-антропогенной ситуации. 26

Таким образом, основная цель — найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их. Это легко подтверждается примером развития туристической и рекреационной деятельности. Например, именно ре­креационный бум потребовал в 70-80 годах новой оценки природных ресурсов и методов проектирования мест загородного отдыха с целью охраны ландшафтов от чрез­мерных нагрузок. В 90-х годах проблема охраны цен­нейших ландшафтов в ближайшем окружении городов возникла в связи с коттеджно-дачным строительством.

Основные цели и задачи архитектурно-ландшафтного анализа территорий
Основное направление исследований по архитектурно-ландшафтному анализу — это выбор решений, при которых растущий город не вытесняет и не подавляет ландшафт, а вбирает его в себя, обогащается им.

Проведение архитектурно-ландшафтного анализа предполагает определённую, поэтапную последовательность действий, связанную с процессом проектирования.
Предварительное ознакомление с природной и градостроительной ситуацией, учет существующих тенденций их развития и исторического прошлого города (ретроспективный анализ). Изучение данных архитектурно-ландшафтной оценки на более высоком уровне проектирования (т. е. в масштабах районной планировки). Выявление основных проблем развития города в природном окружении и основных целей его архитектурно-ландшафтной организации. Ориентировочная параметризация, т. е. количественная характеристика этих целей.

26Определение конкретных задач и стратегии производства оценки. Разработка таких качественных и количественных критериев, которые соответствуют поставленным целям архитектурно-ландшафтной организации города и могут быть учтены в ходе проектирования. Определение объектов, границ, масштабов оценки территории с учетом трудоемкости отдельных операций, сроков, исполнителей («тактика» оценки).
Ориентировочная оценка ситуации на топографическом материале и в ходе натурного обследования (в том числе архитектурно-ландшафтная структура территории, дифференциация территории по эстетической ценности, экологической устойчивости и другим факторам).

Разработка принципиальных альтернативных вариантов — гипотез архитектурно-ландшафтной организации рода, обеспечивающих достижение целей (могут быть использованы рабочие эскизы генерального плана с соответствующим уточнением их архитектурно-ландшафтных аспектов).
Сравнительный анализ и ранжирование вариантов по архитектурно-ландшафтным критериям, в том числе с учетом комплекса «горизонтальных» и других типов связей между застройкой города и ОП смежных уровней, контрольных показателей. Сопоставление результатов архитектурно-ландшафтного анализа с данными других разделов комплексной градостроительной оценки — экономической, инженерно-геологической, транспортной и т. д.

Изучени потенциальных архитектурно-ландшафтных возможностей выбранного в результате комплексной оценки варианта и определение задач детальной последующей оценки. Детальная архитектурно-ландшафтная оценка в соответствии с направлениями территориального развития города, расположением его центров, зон массового отдыха, районов первоочередного строительства, с учетом критических точек и т. п. (детализация связана как с более подробным анализом отдельных ключевых участков, так и с уточнением оценок по отдельным факторам развития города в целом). Формулировка выводов оценки и их учёт в процессе разработки окончательного проектного варианта. Оформление материалов оценки для демонстрации в составе генплана города.

Ландшафтная архитектура представляет собой искусство формировать гармоничную среду для человека, используя для этого ландшафтные компоненты и искусственные объекты.
Выявление возможностей улучшения и формирования исходного ландшафта в соответствии с принятым в обществе на данный момент времени вкусом и стилем, является основной целью архитектурно-ландшафтного анализа территорий.

В ландшафтной архитектуре используются следующие основные принципы создания культурного ландшафта – это:
максимально возможное сохранение участков с естественной средой
гармоничное сочетание элементов искусственной и естественной среды
разнообразие и живописность пейзажей
В настоящее время проектирование культурных ландшафтов является одним из важнейших направлений деятельности ландшафтной архитектуры. Здесь решаются градостроительные, географические, демографические, экономические, социальные, эстетические и художественные задачи.49

Оценка природных особенностей территории освоения
Прежде всего, при оценке природных особенностей территории анализу подвергается географический ландшафт – это территория, однородная по своему происхождению, истории геологического развития и современному составу взаимосвязанных природных компонентов.
Рассматриваются в этом аспекте горные породы, рельеф, климат, подземные и поверхностные воды, почвы, растительный и животный миры.
Далее устанавливается взаимосвязь между ними на данный момент времени. Для этого определяется панорамный вид, недостаток уединённых мест, тенистых и солнечных участков, мест, где скапливается вода после весеннего снеготаяния или сильных дождей, как распускаются листья и цветы, как они растут и увядают, когда и какие появляются птицы, животные, насекомые.

Все территории объектов ландшафтной архитектуры делят по степени сложности природных условий и благоприятности их использования на три группы:

1 группа – территории с благоприятными условиями: на поверхности участков имеется плодородный слой почвы, по мехсоставу почвы супесчаные, средние суглинки, супеси; есть участки незначительно перерытые (до 25% площади); уровень грунтовых вод – 1,5-2,0 м; территория паводковыми водами не затапливается; заболоченные и бессточные участки отсутствуют; оврагов нет, а если они и есть, то их склоны пологие, заросшие кустарником и глубина их до 3-5 м; берега вдоль ручьёв или речек не размыты и пологие; оползни и карст отсутствуют.

2 группа – территория со сложными условиями (неблагоприятными): верхний почвенный слой мало плодороден, выщелочен, слабо засолён или имеет высокую кислотность; по мехсоставу – пески, глины, тяжёлые суглинки; уровень грунтовых вод – 1,5-0,5 м или от 2 до 3 м; участки территории затапливаются паводком, но не более 15 дней; заболоченность имеет место на отдельных участках, но легко осушаемая. Имеются овраги глубиной до 5 м с крутыми и обрывистыми склонами и глубиной более 5 м с пологими склонами; отдельные склоны подвержены оползням и требуют укреплений; в ряде мест берега речек, ручьёв размываются на участке шириной не более 10 м. На территории имеется незначительное число неглубоких воронок затухающего карста.25

3 группа – территория с очень сложными, особо неблагоприятными условиями; верхний плодородный слой зачастую отсутствует вообще, имеются солонцы, солончаки; в ряде случаев вся территория сильно перерыта (на 75%) или имеются выходы сплошной скальной породы; уровень грунтовых вод до 0,5 м или более 8-10 м от поверхности; имеются участки затапливаемые паводковыми водами в течение 15 и более дней. Имеются трудно осушаемые болота, занимающие более половины территории; на территории действующая овражная сеть, по берегам рек многочисленные оползневые склоны, требующие укрепления. На территории река с блуждающим руслом, со значительным размывом берега в зоне шириной более 10 м; на территории значительное количество воронок затухающего карста глубиной более 10 м, имеются подземные пустоты.

Эта классификация имеет условный характер.

В каждом конкретном случае принимаются те или иные решения. Так территория, отводимая под объект озеленения, может включать в себя:
сильно пересечённый рельеф, глубокие впадины, холмы
сильно заболоченные участки с древесной растительностью
один большой и глубокий овраг с обрывистыми склонами
сильно повреждённую, изрытую, захламлённую поверхность, загрязнённые водоёмы, ручьи с размываемыми берегами.

Критерии выбора мест для размещения основных зелёных зон города
К основным зелёным зонам городов относятся парки и сады.
В первую очередь, при выборе критериев мест зелёных зон определяется роль, какую будет выполнять участок земли – декоративную, хозяйственную, экологическую и т. п. Далее выделяют территории с сильно пересечённым рельефом, неблагоприятным для жилой и промышленной застройки.
На склонах и надпойменных террасах композиция садов и парков носит ступенчатый характер; на искусственных террасах размещают специальные площадки; на подъёмах и спусках используют серпантины.

Парки в оврагах имеют осевую композицию и замкнутые перспективы на склоны и устье оврага; пространство оврага предопределяет организацию каскадных прудов с запрудами, мостиками, водотоками; на бровках оврага организуются площадки с видовыми точками.
Проектирование парков на равнинной местности делает необходимым создание искусственных выразительных форм: возвышений, горок, холмов, валов – для придания выразительности композиции пространства.

В ландшафтном проектировании важен учёт его зрительного восприятия на основе закона воздушной перспективы – это ослабление чёткости контуров и окраски предметов по мере их удаления. Закон этот в ландшафтном проектировании имеет большое значение. Чем дальше от наблюдателя располагается предмет. Тем больше смягчаются его окраски и очертания. Так, если нужно оптически увеличить глубину пространства и усилить впечатление глубины пейзажа, можно использовать на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковую растительность с мягкими очертаниями крон с синеватым оттенком листвы или хвои. А светло окрашенная листва на переднем плане будет оптически приближать насаждения к наблюдателю.0

При решении архитектурно-ландшафтных задач проектирования и определения критерия выбора мест для размещения основных зелёных зон города идею решения можно получить путем применения известного аналогичного решения, «подсказанного» технической или художественной литературой, увиденного в кино или «подсмотренного» в природе.

Аналогия — обильный источник новых идей, но ее нельзя использовать слепо. Для её использования следует:
Выяснить основные природные особенности исследуемого объекта архитектурно-ландшафтного проектирования
Выявить ведущую область рельефа объекта ландшафтного проектирования по функции, которую выполняет этот объект.
Воспроизвести основной принцип и конструктивные особенности, используя опыт ведущих архитекторов ландшафта, на имеющихся элементах рельефа объекта проектирования, материалах и технологиях. При этом нужно будет привнести что-то новое, учитывая своеобразие объекта и его будущих посетителей.
Новое в установлении критериев выбора мест для размещения основных зелёных зон города можно внести только на основе фантазии.

Прием фантазии, связан с желанием, получить то, чего желаешь. Использование фантазии для стимулирования новых идей в ландшафтном проектировании заключается в размышлении над некоторыми фантастическими решениями, в которых при необходимости используются нереальные вещи или сверхъестественные процессы. Полезно рассматривать идеальные решения, даже если это сопряжено с некоторой долей фантазии. Размышления о желательном, могут натолкнуть на новую идею или точку зрения, которая, в конечном счете, приведет к новому, осуществимому решению.

Законы развития архитектурно-ландшафтных систем

Природа, различные области знания, деятельности, мышления и любые объекты материального мира, в том числе и ландшафты, развиваются по своим определенным законам. Но существуют и некоторые общие законы развития, появившиеся вследствие единства мира. Самые общие из них — законы диалектики.
Ландшафтное проектирование развивается в тесном взаимодействии с общественным развитием и экосферой, вследствие чего наблюдаются значительное проникновение и обогащение законов развития общества, природы и техники. Например, развитие техники во многом зависит от потребностей общества и влияет на развитие природы.
В общем виде система законов развития архитектурно-ландшафтных систем должна иметь уровни потребностей, функций и систем.

Закономерности развития потребностей (организация парков, садов, зон отдыха и т. д.) определяют тенденции их изменения. Это необходимо для определения функций и систем, с помощью которых можно удовлетворить возрастающие общественные потребности.
Закономерности развития функций архитектурно-ландшафтных систем связаны с закономерностями развития потребностей, но имеют и свою специфику, например, переход систем к многофункциональности (универсальности) или, наоборот, к однофункциональности (специализированные парки). Законы развития потребностей и функций архитектурно-ландшафтных систем нами здесь рассматри-ваться не будут.56

Собственно законы развития архитектурно-ландшафтных систем можно разделить на две группы:
законы организации архитектурно-ландшафтных систем (определяющие жизнеспособность системы)
законы эволюции архитектурно-ландшафтных систем (определяющие развитие систем)

Законы организации представляют собой критерии жизнеспособности для разработки архитектурно-ландшафтных систем. Жизнеспособность АЛС системы тесно связана с понятием — системность. Разрабатываемый объект будет жизнеспособен, если он выполнен системным.
Под системностью понимается работоспособная, или функционирующая, АЛС, с определенной структурой, отвечающей её предназначению. Эта структура должна обеспечивать главную цель АЛС, и выполнять все основные и вспомогательные функции.

Состав АЛС включает: собственно архитектурно-ландшафтную систему, её подсистемы, надсистему и окружающую или внешнюю среду. Функционирование зависит не только от структуры АЛС, но и учета всех взаимосвязей и взаимовлияний системы на надсистему, окружающую среду, системы на подсистемы и обратного влияния. Отсутствие учета таких влияний может не только отрицательно сказаться на функционировании архитектурно-ландшафтной системы, но и негативно влиять на внешнюю среду.
Системность учитывает и закономерности исторического развития исследуемого объекта.
Таким образом, системность определяется использованием законов полноты и избыточности архитектурно-ландшафтной системы, минимальным согласованием и обеспечением желательных взаимосвязей и взаимовлияний.

Полнота и избыточность могут быть функциональные и структурные. Функциональная полнота и избыточность должны обеспечивать главную цель архитектурно-ландшафтной системы, и выполнять все основные и вспомогательные функции, т.е. выполнять одно из требований системности.
Структурная полнота и избыточность должна обеспечить наличие необходимых элементов и связей системы, т.е. выполнять другое требование системности – обеспечение состава и структуры системы.57

В качестве основных элементов АЛС можно назвать:
Рельеф
Зелёные насаждения
Водоёмы
Службу управления (обслуживания) архитектурно-ландшафтной системой.
Связи могут иметь самый разнообразный характер, в частности они могут представлять собой химическую обработку территории, санитарные рубки, подачу микроэлементов растениям, устройство каскадов водоёмов, зелёных холмов и т. д.

Элементы и связи могут быть вещественные, энергетические и информационные, которые должны содержаться в необходимом количестве и обеспечивать определенное качество.
Таким образом, закономерности организации АЛС определяют функциональный состав и структуру системы, обеспечивающие ее минимальную работоспособность.
Это третье требование системности – учет взаимосвязей и взаимовлияний. Так в наиболее общем виде АЛС может выполнять функции оздоровления, стрессовой разгрузки, экологически чистой территории, формирования эстетических взглядов на природу. Функциональный состав должен соответствовать функциональному назначению системы, прежде всего ее главной функции. Работоспособность структуры определяется минимальным набором основных функций.

Минимальное согласование проводится по функциям, структуре и соответствия структуры функциям. Согласование бывает:
Функциональное
Структурное
Функционально-структурное.
Последнее требование системности – учет исторического развития АЛС необходим при прогнозировании развития объекта исследования. Это происходит путем учета выявленных тенденций исторического и логического развития данного участка территории объекта, и учета общих законов развития систем.

Основными законами организации архитектурно-ландшафтных систем являются:
полнота частей системы
избыточность частей системы
наличие связей между частями системы и системы с надсистемой
минимальное согласование частей и параметров системы.

Как выбрать ландшафтного дизайнера.

Уже несколько лет достаточно широкому кругу людей известно такое понятие как «ландшафтный дизайн». Но чем конкретно занимается ландшафтный дизайнер, непонятно, и на что вправе рассчитывать заказчик, обращаясь к ландшафтному дизайнеру, неясно.

Обустройство участка современным дизайном

Обустройство участка современным дизайном

Если пойти по пути любознательных и не слишком занятых, то в сети набредем, например, на такую формулировку: «Ландшафтный дизайн – это искусство объемно-пространственной организации территории, объединение природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определенный художественный образ. Ландшафтный дизайн — один из самых сложный видов дизайна, так как предполагает различные подходы и методы для формирования объемно-пространственной композиции, изменяющейся во времени». Наверное, правильно, но непонятно.

Необходимо конкретизировать определение. У вас есть земля, есть некие «архитектурные компоненты» — дом, хозяйственные постройки, гараж, баня, бассейны — и у Вас есть желание, чтобы жизнь среди всего этого была удобной и красивой. Почему организацией красивой жизни должны заниматься специалисты? Две основные причины: знание и опыт.

Что необходимо знать специалисту-ландшафтнику.29

1. Знание стилей архитектуры и умение гармонично интегрировать архитектурные сооружения в окружающий ландшафт. Есть стили-антагонисты. Их несовместимость очевидна даже непрофессионалам, например, регулярный стиль сада «а-ля Версаль» — плохое окружение для финского сруба. Пример груб, но зато нагляден. Специалист же знает более десятка различных стилей, их особенности, совместимость. У Вашего сада должен быть стиль. У вашего дома должен быть стиль. И ваш дом в саду должен производить сильное и стильное впечатление.

2. Знание эргономики. Не существует универсального размера террасы, дорожки, площадки для парковки автомобиля. В каждом конкретном случае рассматриваются потребности, учитываются возможности. Например: существуют стандарты организации парковки на два, три, четыре автомобиля, допустимые радиусы поворота подъездных дорожек, рекомендуемая ширина дорожек для прогулок в одиночестве, парами и группами, безопасная ширина ступеней и уклон пандуса. Использование эргономики – залог вашего не только удобного, но и безопасного пребывания в саду.

3. Умение манипулировать пространством. Есть множество приемов и методов компоновки строений и посадок, чтобы не так очевидны были недостатки земельного участка (к примеру, участок имеет вытянутую или неправильную форму) или, если участок земли мал, чтобы хотя бы зрительно его увеличить.

4. Ландшафтный дизайнер должен быть хорошим дендрологом. Растения — один из главных, если не главный, компонент дизайна ландшафта. Чтобы использовать растение в проекте, недостаточно просто знать о его существовании. Надо представлять, каким это растение будет в 5, 10, 25 лет в высоту и в ширину, какие условия необходимы и достаточны, чтобы растение росло и цвело многие годы (требования к освещенности и поливу, необходимый состав почвы, совместимость с другими растениями и человеком). При проектировании сада необходимо знать и учитывать внешний вид растений (форму кроны, цвет и фактуру листьев), декоративность растения в разные времена года (период цветения, осеннюю окраску листьев).

Отметим также тот факт, что ориентироваться на рынке посадочного материала становится все сложнее и сложнее. В погоне за оригинальностью производители и продавцы предлагают такие причудливые формы, что порой возникают сложности даже с определением принадлежности растения к тому или другому виду. Каждый год садовые центры радуют нас не только новыми сортами уже знакомых, но и новыми видами растений, которых видеть не видели в наших широтах. Необходимо ориентироваться в многообразии растительного мира, чтобы оценить перспективы новинок – достаточно ли они морозоустойчивы, каковы условия их выращивания.17

5. Каждый хороший ландшафтный дизайнер сам себе садовник. Это значит, что ландшафтный дизайнер не просто планирует, что где посадить, но и сам выбирает полноценный здоровый посадочный материал в садовом центре или в питомнике, сам руководит высадкой растений и курирует уход за растениями во время гарантийного срока после высадки, а при необходимости — и в дальнейшем.

6. Знание основ почвоведения. Необходимо уметь определить тип почвы, оценить, насколько почва пригодна для высадки растений. Иногда приходиться изменять кислотность, структуру, состав почвы в интересах выращиваемых растений.

7. Знание материалов для твердых покрытий дорожек и площадок и особенности их применения исходя из условий эксплуатации. Аккуратность и долговечность покрытий, особенно подъездных дорожек, зависит не только от качества материала, но и от способа его укладки.

8. Знание принципа организации наружного освещения. Освещение ландшафта включает в себя не только функциональное освещение дорожек и площадок для удобства передвижения в темное время суток, но и декоративные подсветки ландшафтных объектов (растений, альпинария, водоема).

9. Знание принципа организации систем автоматического полива. Как правило, системами автоматического полива занимаются специально приглашенные инженеры-гидравлики. Проект систем полива делается на основе проекта ландшафта, и именно ландшафтный дизайнер дает организатору полива техническое задание на проектирование. Он же осуществляет и приемку работ, так как качество полива обязательно скажется на качестве ландшафта.

10. Ландшафтный дизайнер должен «читать» топографические карты и использовать их данные при проектировании. Многие проектировщики при необходимости сами делают топографическую съемку объекта, составляют чертежи его вертикальной планировки.18

11. Знание принципов организации дренажа на подтопляемых территориях и участках с высоким стоянием грунтовых вод, устройства поверхностного ливнеотвода.

12. Умение чертить планы и схемы, составлять сметную документацию при оформлении проекта.
Наверняка каждый настоящий ландшафтный дизайнер может к этому списку добавить свои собственные навыки и приемы, которые он использует при работе.
И все же, помимо всевозможных знаний, умений и организаторских способностей, ландшафтный дизайнер должен, конечно же, обладать вкусом и креативно мыслить, чтобы создать художественный образ сада.

Если Вы уже приняли решение пригласить специалиста для оформления вашего участка, то позвольте дать несколько советов-подсказок.

1. Первая проблема, с которой Вы столкнетесь, это поиск специалиста. Лозунг компартии СССР «Кадры решают все» по-прежнему актуален. Самый беспроигрышный вариант выбора ландшафтного дизайнера – это внимательно присмотреться к уже облагороженным приусадебным участкам знакомых и родственников и обсудить с хозяевами, чего им это стоило в моральном и материальном плане. Если результат работы специалиста целиком и полностью соответствует вашему представлению о саде, просите знакомых посодействовать встрече. Опять же, если вы пришли к знакомым, и они с гордостью продемонстрировали вам свой собственный версаль, а в вашем представлении сад — это заросли ромашек, скамья под яблоней и плетень с подсолнухами, все же поинтересуйтесь их опытом сотрудничества с ландшафтной фирмой. Если опыт был удачный, то смело ищите встречи с добросовестным специалистом, ведь вам не подходит лишь стиль сада но, скорее всего, подойдет стиль работы дизайнера – креативный, оперативный, результативный.

Подавляющее большинство отечественных дизайнеров, может, и тяготеют в душе к какому–то стилю, но безотказно руководствуются пожеланиями клиента и творят в любом стиле от классики до кантри.
Если поиск дизайнера среди знакомых результата не дал, то поиск в сети, безусловно, будет лотереей, ведь Вам предстоит сделать выбор, исходя из не совсем объективных данных. Выбирайте дизайнера, работающего на рынке не менее трех лет. Независимо от того, какой уровень изначальной подготовки был у ландшафтного дизайнера, опытным путем он уже кое-чему научился. К тому же он уже может продемонстрировать хоть что-то из своих умений в виде довольно зрелых объектов. Ведь только что высаженный сад имеет довольно жалкий вид (деревья на растяжках, живые изгороди не сформировались, цветы в цветниках не заполнили отведенного для них места и т.д.). Если нет возможности приходить в сад и фотографировать хотя бы через год, а лучше через три года, то и демонстрировать в портфолио нечего. Есть, правда, одно «но» — не всегда можно доверять портфолио, так как недобросовестный дизайнер запросто может составить его из фотографий не своих работ, а иллюстраций, надерганных из Интернета.

2. Ландшафтный дизайнер не может не быть многовекторным специалистом. Даже если некоторые направления в работе перепоручаются другим профессионалам (полив, освещение, мощение), то ландшафтный дизайнер курирует выполняемые работы, осуществляет так называемый авторский надзор. В идеале ландшафтный дизайнер выступает генеральным подрядчиком. И, как минимум, отвечает за организацию процесса и координацию усилий по достижению результата. Так вы сможете оградить себя от разбирательств, кто пришивал пуговицы, кто рукава, и почему ЭТО нельзя носить.

3. Заключайте письменный договор на выполнение работ. В договоре должно быть указано, какие именно работы, в какой срок будут выполнены и прописаны суммы гонораров.

4. Если вы уже решились пригласить дизайнера, чтобы воспользоваться его опытом и профессионализмом, то идите до конца и воспользуйтесь таки его опытом и профессионализмом. К классическому изречению «Как лечить и учить знают все» можно смело добавить сентенцию «У нас каждый сам себе дизайнер». Порой, идя на поводу у заказчика, дизайнер просто размещает идеи клиента в пространстве. Результат такого сотрудничества далеко не всегда приемлем. Молча соглашающийся со всем дизайнер скорее всего – равнодушный, стремящийся заработать на заказе исполнитель.
Возможно, вы встречали такие причудливые произведения садово-паркового искусства, где сразу за кованой беседкой в стиле модерн вьется плетень, увешанный кухонной утварью. А за плетнем — дуб, посаженный для главы дома как символ достатка, сирень для свекрови и черешня для детей. И все это размещается на двух сотках земли чудом уцелевших после тотального мощения вокруг бассейна.45

Будем объективны: вина за результат такого совместного творчества лежит на обеих сторонах. Дизайнера такое произведение наверняка не прославит и вряд ли кто-нибудь еще, созерцая его, пожелает так приукрасить территорию. Да и самому дизайнеру неудобно признаваться, что это содеяно им, ведь никакой это не стиль и не дизайн. А заказчику либо нужно все это полюбить (ведь он сам это все захотел), либо переделывать.
Безусловно, именно заказчик определяет, что ему ближе: просторные газоны и стриженые изгороди или дикие заросли и тенистые уголки. Ведь, выбирая сад, выбирают комфортную среду для себя, но комфортная среда должна быть еще и органична. У сада должен быть стиль. И не просто отвлеченный стиль, а сочетающийся с архитектурой дома и вписывающийся в окружающий ландшафт. Именно в этом и заключается мастерство дизайнера: проанализировав потребности и пожелания заказчика, трансформировать их в удобную красивую реальность.
Надеюсь, что мне удалось убедить вас отвлечься от мысли, что клиент (то есть вы) всегда прав, и довериться профессионализму, опыту и вкусу специалиста. Тем более что вы сами его и пригласили.

Курсы ландшафтного дизайна Анны Смирновой

Базовый курс ландшафтного дизайна (40 академических часов) рассчитан на желающих получить исчерпывающую информацию по проведению ландшафтных работ в соответствии с современными тенденциями и использованием современного посадочного материала, адаптированного к нашей климатической зоне. Цель курса – научить слушателей уверенно проектировать и составлять ландшафтный проект, помочь выстроить большой объем информации по ландшафту в целостную систему знаний.

Преподаватель Смирнова Анна Валерьевна, профессиональный частный дизайнер.

Растения и кустарники для сада

Растения и кустарники для сада

Время стирает с лица земли государства, превращает в песок города, но одно остается неизменным — любовь человечества к прекрасному. Еще в V веке до н. э. люди использовали цветы для украшения своих жилищ, о чем свидетельствуют найденные археологами вазы, записи на папирусе и даже уцелевшие семена. А в гробнице Тутанхамона ученые обнаружили то, что меньше всего ожидали найти: венок из полевых цветов…

Агрономом можешь ты не быть, но знать ботанику обязан
Флорист — профессия не только творческих, но и образованных людей, которым не обойтись без элементарных сведений по агрономии и ботанике. Ведь важно знать не только название цветка (представьте на мгновение выражение лица покупателя, которому вы по незнанию подсунули вместо анютиных глазок астры или анемону взамен амариллиса), но и где он растет, в каких условиях, на каких почвах и как за ним ухаживать. Не лишним будет также иметь представление о некоторых нюансах биологии растений. Не все цветы уживаются друг с другом.
Например, в одной вазе с ландышами многие растения вянут. Лилии и нарциссы лучше вообще ставить отдельно от других цветов. А вот тюльпаны объединяют с нарциссами в один букет только после того, как последние простояли в воде в течение суток. Грош цена специалисту, который не разбирается в удобрениях и ядохимикатах (хотя бы в их названиях). Да, много нужно знать, чтобы покупатели могли обратиться за советом к вам как профессионалу.

В ногу с модой
Что ни говорите, а мода на цветы вечна. И диктовала ее всегда старушка Европа. Специалист в области фитодизайна должен не только быть в курсе последних тенденций и новинок сезона, но и идти на шаг впереди. Помните, еще не так давно дарили охапки цветов и одиночные розы на длинных стеблях, а теперь преподносят скромные маленькие букетики в причудливо оформленных корзинах.
А какую только упаковку ни предлагают сегодня в цветочных магазинах — загляденье! А широкий ассортимент аксессуаров, включающих в себя буквально все: от искусственных бабочек, жучков-букашек, которые придадут живость любой композиции, до красивых, искусно сплетенных корзин! И во всем этом надо не только разбираться, но и уметь применять.

Первый шаг9
Для начала вам необходимо выбрать подходящие курсы, прекрасно, если удастся сочетать учебу с работой. Не помешает и знание ПК: тотальная компьютеризация затронула и сферу цветочного бизнеса. У вас не будет отбоя от работодателей, если помимо фитопремудростей удастся изучить основы компьютерной графики, которую используют для подготовки ландшафтных дизайнеров.
Определитесь, кем именно вы хотите стать: фито– (аранжировщик, флорист-дизайнер) или ландшафтным дизайнером. В любом случае необходимо изучить основы агрономии (почвоведение, агрохимию), основы элементов и принципов дизайна и аранжировки, правила составления букетов, характеристику стилей, научиться выбирать растительный материал, узнать, что такое зимний сад и икебана.
От характера выбранной профессии зависит учебная программа, ее продолжительность и стоимость. В Москве за обучение на курсах фитодизайна в течение 4,5 недель придется заплатить минимум 7 тыс. руб.

Кто есть кто?
Фитодизайнер работает с растениями и сухим материалом (сухоцветы, ветки, листья, перья птиц, мох и т. д.). Он создает композиции и украшает ими офисы и дома.
А ландшафтный дизайнер работает на земле, оформляя дачные участки или территории различных организаций.

За и против
Свои плюсы и минусы есть у каждой специальности, даже у самой что ни на есть замечательной. Флористика не исключение. Так, если вы страдаете аллергией на цветочную пыльцу — дорога в эту профессию вам, увы, заказана. Надо учитывать и такие негативные стороны, как высокая влажность воздуха в салоне, острые шипы роз, колющие руки, постоянный контакт с водой, обработка цветов химикатами…
Кроме того, чтобы цветы сохраняли товарный вид, их держат в воде при низкой температуре, значит, вам волей-неволей придется также мириться и с прохладой. Помимо всего прочего, флористу нужно быть еще немного психологом. Ведь он работает не только с цветами, но и с людьми, а они, как известно, разные. И к каждому покупателю нужно найти подход, уделить внимание.
Однако, несмотря на ночные смены, сверхурочную работу перед и во время праздников, это все-таки творческий труд, дарующий радость и отдых душе. Да и заработки совсем неплохие.
По словам Ирины Карповой, флориста салона «Столица», первым шагом в освоении любой профессии является желание и любовь к выбранному делу. Специалист имеет дело с живым материалом, требующим заботы и чуткости. Он создает красоту, оделяя людей хорошим настроением. Флорист должен иметь особое чутье, тягу к прекрасному. Это работа для творческих людей, она позволяет раскрыться и реализовать себя, проявить фантазию. Здесь нет каких-либо рамок, ограничений: твори, дерзай, придумывай! Было бы желание.

http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=140:2009-11-19-20-48-08&catid=21:2009-11-13-21-14-09
http://poryroku.com.ua/article_choice_ru.html
http://npmaap.ru/useful/lsi/ohrlan.html
http://rmnt.net/metody-landshaftnoj-arxitektury/478
http://www.spectehmontaj.ru/landshaftnij-dizajn/kursi-landshaftnogo-dizajna-anni-smirnovoj.html