Принципы архитектурно-ландшафтного проектирования

Структурирование пространства по четырем типам архитектурных объектов соответственно определяет четыре ландшафтно-композиционных направления сценария. В зависимости от ситуации на проектируемом участке (местоположение территории в градостроительной структуре, социально-функциональная ситуация, историческая и этническая самобытность, сохранившиеся или утраченные памятники археологии, истории, архитектуры) выбираются одно или несколько направлений ландшафтно-композиционного сценария.

Хвойные в саду

Хвойные в саду

Например, на севере Франции в местечке с одноименным названием Самара организован парк «Доисторические сады». Основное пространство туристической зоны структурировано по типу образного восприятия, как «воссоздание исторического облика». Здесь посетители, оставив суету городской жизни, могут побродить по зеленому лабиринту, в тупиках которого расположились необычные предметы живой истории, заглянуть в жилища своих далеких предков. Желающие могут половить рыбу с лодок, которые являются точными копиями лодок бронзового века (1200 лет до н. э.). Здесь же сосредоточены небольшие магазины, гостиница, ресторан, обсерватория и современный павильон археологических находок. Павильон археологических находок в противоположность основному сценарию историчности территории выполнен в современных формах и контрастирует с природным окружением. Это интересный коммерческий проект и возможность для любого человека соприкоснуться с историей, так как образные картины в доисторической природной среде облегчают восприятие прошлого не только детьми, но и взрослыми.

Территория Самарской области обладает потенциальными рекреациями разного уровня, от крупных, как Национальный парк, до мини-участков в пределах городских агломераций, где так же, как и в Европе, возможно создание туристических центров и комплексов (Е.А. Ахмедова, В.И. Пестрикова и др. «Основы концепции сохранения и использования недвижимого ИКН на территории Самарской области». Самара, 1993 г.). При определении местоположения будущего турцентра и отвода участка под строительство необходимо воспользоваться информацией разрабатываемого комплексного территориального кадастра области по разделу «Земли историко-культурного значения», где предусматривается совокупность сведений по границам участков ценного археологического, историко-архитектурного и этнографического наследия.

По программе развития туризма на рекреационной территории Национального парка автором была предложена идея проектного решения центрального фокуса притяжения основного потока посетителей как крупного туристического комплекса на основе руин средневекового булгарского города Мюран (в лит. Муромский городок), являющегося республиканским археологическим памятником. Туристический комплекс предлагается проектировать по принципу сочетания ограниченного использования территории и обеспечения охранных функций на памятнике с применением двух ландшафтно-композиционных направлений исторического сценария: воссоздание исторического облика и стилизация под эпоху.5

Поэтому зонирование территорий археологического памятника проводится по следующему принципу: охранная зона, буферная зона и прилегающие рекреационные зоны для массового использования. Со статусом охранной зоны выделяются территории руинированного городка и примыкающих к нему посадов. В охранной зоне разрешается ведение научно-изыскательских работ и эпизодическое экскурсионное посещение. В буферной части охранной зоны предлагается разработка рекреационно-познавательной зоны, которая будет включать имитацию пригородной слободы — туркомплекс-посад с достоверным воспроизводством функционально-планировочной структуры и архитектурного облика поселений Волжской Булгарии XIII в.

Зонирование туркомплекса-посада выполняется с учетом совмещения первоначальных функций поселения XIII в. с потребностями современных туристов, которые определяются по принципу «погружения в прошлое». Туристы расселяются в усадьбы селян и ведут образ жизни, характерный для XIII в., занимаются ремесленничеством, скотоводством, земледелием и так далее по заданному сценарию. Игровой исторический сценарий рассчитывается по временной характеристике на 2-3 или 5-7 дней.

Центральное здание туркомплекса-посада воссоздает историко-архитектурный облик общественного здания XII в. (по аналогу караван-сарая в Биляре XII в. С.С. Айдаров, А.Х. Халиков, И.З. Юсупов. «Память поколений», Казань, 1980 г.) в сочетании с современными функционально-планировочными особенностями археологического музея. Второй этаж археологического музея спроектирован под экспозицию археологических экспонатов, первый этаж вмещает все остальные необходимые помещения. Цокольный этаж, отсутствующий в аналоге, закрыт для посетителей. Он вмещает в себя функции фонда хранилища археологических экспонатов и научно-исследовательские мастерские.

Ландшафтная организация на территории буферной рекреационно-познавательной зоны включает в себя создание живописной природной среды путем организации обширной зеленой зоны и устранение таким образом элементов, не свойственных окружающему ландшафту. Зеленая зона создается по принципу естественных посадок.

На существующих родниковых ключах организуется система запруд: три — по склону оврага и одна — в центре туркомплекса-посада. На рекреационной территории археологического памятника предлагается разместить многофункциональную туристическую зону на транспортной оси ГПНП «Самарская Лука» во взаимосвязи с планировочной структурой и функциональными объектами с. Валы.

В этой зоне предусматривается строительство туристического центра со стилизацией под средневековую архитектуру, который в законченном виде будет представлять собой:

а) автокемпинг на 50 машин (I этап строительства — 20 машин),
б) мотель на 7-10 коттеджей (на одну и две семьи),
в) гостиничный комплекс,
г) комплекс зданий для обслуживания транзитников.

Ориентация многофункциональной туристической зоны на автотуристов обусловлена тем, что расположена на транзитной магистрали государственного значения, а также в получасовой транспортной доступности от одного из крупных городов Среднего Поволжья — г. Тольятти.

Строительство предлагается вести из современных материалов с использованием в экстерьере характерных архитектурных элементов Волжской Булгарии Х-ХIII в.

Другой вариант туристического комплекса рассматривается в структуре сызранской городской агломерации на участке магистрали Сызрань-Москва, где сегодня разрабатывается подключение обводной дороги. Исторический контекст проектируемой территории представлен курганами срубной культуры II тыс. до н.э. Предполагается организация буферной зоны, где можно разместить строительство трактира, постоялого двора (мини-гостиницы), а также торговых рядов, существующих сегодня как хаотичный рынок. Хозяйственная зона выносится на другую сторону дороги и предполагает стоянку автотранспорта, мастерские и автозаправочную станцию.

В настоящее время идет подготовка к разработке концепции и АПЗ на проектирование многофункционального туристического центра в пригороде города Сызрани.

Ландшафтный дизайн в Тольятти

АЗАЛИЯ, студия ландшафтного дизайна
Адрес: Дзержинского ул., 76, Тольятти, Самарская область
Телефон: 8 (927) 891-45-25

Яркий сад с камнями

Яркий сад с камнями

Край Цветов Студия Ландшафтного Дизайна
Адрес: Южное ш., 30, 23 офис, 2 этаж, Тольятти, Самарская область
Телефон: 8 (906) 337-03-29

ООО Гринландия
Адрес: ш. Южное, 23, Тольятти, Samara Oblast
Телефон: 8 (848) 261-00-4140

Садовый центр ПЛАНТАЦИЯ
Адрес: СДТ Лада, Ул 1, уч. 2, Тольятти
Телефон: 8 (848) 249-02-07

Ekus
Адрес: Тополиная улица, 4А, офис 24, Тольятти, Самарская область
Телефон: 8 (848) 276-13-56

Дивный Дворик Ландшафтная Мастерская
Адрес: Степана Разина просп., 4А, офис 304, Тольятти, Самарская область
Телефон: 8 (848) 262-17-22

Интервью с ландшафтным дизайнером

Интервью с ландшафтным дизайнером Казани Мясниковой Ольгой

Когда мы договаривались с Ольгой о встрече по телефону, она произвела на меня впечатление уверенной, общительной женщины. Я не ошиблась. Придя на встречу в одну из казанских кофеен, я безошибочно угадала свою собеседницу: живой взгляд, искренняя улыбка…

Несмотря на утро, Ольга была полна бодрости и энтузиазма. Мой план заранее заготовленных вопросов рассыпался, лишь она начала говорить. Началось настоящее, живое общение.

Портал о дизайне: Ольга, скажите, ландшафтный дизайн в Казани насколько востребован?

Красивое оформление участка

Красивое оформление участка

Ольга: Сейчас в Казани появляется много курсов ландшафтного дизайна. Но уровень их, к сожалению, еще недостаточно высок. За 2-3 месяца (в лучшем случае) невозможно освоить эту профессию. Для ландшафтного дизайнера важно не только знать почвоведение, принципы высадки растений, особенности их выращивания, но и  «правильно организовать пространство», чтобы оно было комфортным, красивым.

Портал о дизайне: Но ведь, наверняка, основной контингент курсов ландшафтного дизайна это биологи, и у них уже есть многие из необходимых знаний?

Ольга: Вы не поверите, но как раз большинство идущих на курсы ландшафтного дизайна это бухгалтеры!

Портал о дизайне: да, и вправду, невероятно. Как Вы думаете, с чем это связано?6

Ольга: Думаю, для них ландшафтный дизайн выполняет роль некой отдушины. Работа бухгалтера ответственна и достаточно однообразна. А ландшафтный дизайн предоставляет  свободу самовыражения. Придумывая свой сад, подбирая растения, ухаживая за ними, человек создает мир вокруг себя собственными руками! И здесь он уже не исполнитель, а творец! И это восхитительно.

Портал о дизайне: Ольга, Вы ведь много путешествуете, принимая участие во всевозможных выставках. Какое место Вам запомнилось больше всего?

Ольга: Наверное, о Мюнхене самые приятные воспоминания. Это удивительный город! Очень зеленый. Прекрасные общественные парки и очень разноплановые. Там есть японский сад, сад трав, розарий, плодовый сад, классический сад, площадки для игр с детьми, места со скамейками для приготовления шашлыка и т.д. Огромное количество людей проводит время на природе, при этом никто не мусорит. Потому что есть уважение и к природе, и к окружающим. Такое отношение формируется с детства. И в этом есть определенная заслуга школ. Меня поразило то, что в школы Мюнхена специально привозят костыли и инвалидные коляски, чтобы дать здоровым детям понять, как тяжело приходится людям с ограниченными возможностями. Есть специальные сады для слабовидящих, где все построено на тактильных ощущениях…Одним словом, нам есть, чему поучиться.

Портал о дизайне: Ольга, наверняка посмотрев на традиции других культур, мы начинаем лучше понимать свои собственные?

Ольга: да, есть такое56

Портал о дизайне: тогда какой он – наш «казанский» ландшафтный дизайн?

Ольга: я бы выделила 2 основные черты. Первое – это избыточность. В Казани  почему-то считается, что чем больше разных сортов растений будет в саду, тем лучше. Получается не сад, а хаотичная аляповатая клумба. На мой взгляд, сад должен быть гармоничным, естественным. Побывав на одной выставке по ландшафтному дизайну, я была поражена мастерством и изобретательностью французских ландшафтных дизайнеров. Они использовали в своей работе злаки и подсолнухи – ничего необычного, но смотрелось шикарно. Вообще, в Европе сейчас стремятся к содержательной простоте: и в одежде, и в интерьере. Мы же, пытаясь  не столько скопировать их, сколько перещеголять, бросаемся в такие крайности, что это доходит до смешного. Такое «кривое зеркало», знаете ли. Вторая особенность завязана с первой. Для казанских заказчиков  и дом, и сад  – доказательства финансового благополучия. Поэтому чем успешнее человек, чем больше он вынужден оправдывать свой статус, тем более нелепые вещи он готов привнести в свой дом, лишь бы «заткнуть за пояс» конкурентов, коллег по работе, родственников или соседей по участку. В этом мы очень сильно отличаемся от Запада, где как раз, наоборот, ценится независимость во мнении. Я думаю, что дом и сад – это как раз то индивидуальное пространство, где человек может побыть наедине с самим собой, отвлечься от повседневной суеты.

Портал о дизайне: Получается, что ландшафтный дизайнер  должен найти какой-то компромисс между желаниями заказчика и собственным чувством стиля? Всегда ли это удается?

Ольга: Конечно, не всегда. Ландшафтный дизайнер должен быть еще и психологом, уметь прочувствовать заказчика, его потребности, его настроение. Заказчик и дизайнер должны найти общий язык и стать единомышленниками. Заказчик должен доверять дизайнеру. Его опыту и знаниям.19

С заказчиком нужно выстраивать диалог, если этого никак не получается, то браться за работу не стоит.

Портал о дизайне: Вот Вы сказали пару слов о казанском менталитете, о заказчиках в принципе…А какие еще факторы влияют на работу ландшафтного дизайнера? Что приходится учитывать?

Ольга: Во многом стиль сада определяет дом. Поэтому я всегда, прежде чем предлагать заказчику какие-то решения по ландшафтному дизайну, смотрю дом. Вообще, на мой взгляд, есть смысл в совместных действиях архитектора и ландшафтного дизайнера. Ведь наша задача совместными усилиями создать для заказчика гармоничное жизненное пространство, не разделяя его на интерьер и экстерьер. Ну и. естественно, нужно учитывать, что создание «сада мечты» – проект долгосрочный. Задуманное при соблюдении всех рекомендаций и правильном уходе можно будет увидеть года через 3, если мы не используем посадки крупномерных растений.

Портал о дизайне: Ольга, а какие сейчас наиболее актуальные тенденции в ландшафтном дизайне?

Ольга: Целесообразность. То есть, если вы имеете участок с определенными характеристиками, то нужно максимально их использовать. Не стоит кардинально все переделывать.

Портал о дизайне: И последний вопрос. Что в Ваших ближайших планах? Или, может, есть какая-то мечта?

Ольга: Наверное, поучиться у коллег по цеху чему-то новому. Ведь творчество – это всегда поиск.

http://kazandesigner.ru/intervyu-s-landshaftnym-dizajnerom-kazani-myasnikovoj-olgoj
http://zemstroyplan.com/principy-arxitekturno-landshaftnogo-proektirovaniya.html
http://termo-metr.ru/landshaftnyj-dizajn/landshaftnyj-dizajn-v-toljatti.php
http://www.itlt.ru/%D0%9B%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD_%D0%B2_%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%82%D1%82%D0%B8___1.html