Ландшафтный дизайн — советы начинающим

Сегодня профессия ландшафтного дизайнера считается одной из наиболее модных, поскольку под данной сферой деятельности, как представляется на первый взгляд не связанным с ландшафтным искусством людям, подразумеваются романтика, престиж и огромный простор для творчества.

И очень многие в последнее время хотят овладеть секретами благоустройства территориии и пополнить ряды профессионалов-ландшафтников, однако при этом мало себе представляют, что, собственно говоря, скрывается за термином «ландшафтный дизайн».

Оформление сада

Оформление сада

А это искусство, уходящее корнями своими в глубокую древность. Ведь, по сути, человек всегда хотел изменить окружающее пространство под себя, украсить его, сделать более приятным, накапливая с годами, перерастающими в столетия, опыт преображения природы, создания искусственных (или рукотворных) пейзажей.

Если вы никогда раньше не занимались ландшафтным дизайном, то будете перегружены выбором, который можете сделать. При таком огромном предложении растений, деревьев, декоративных материалов очень легко растеряться и не понимать с чего же начать? К тому же, профессиональные ландшафтные дизайнеры  в своей работе используют множество приемов и принципов построения композиций. Если Вы новичёк в этом деле, то мы хотим дать несколько основополагающих советов, которые помогут Вам подойти к делу подготовленным.

Совет № 1

Начните с бумажного листа. Составьте список ваших желаний и потребностей.  Ваши дети нуждаются в игровом пространстве?  Вы будете выращивать овощи? Будете ли вы пить чай в уютной беседке по вечерам? Будет ли ваша семья собираться по выходным на пикник? Сколько у вас животных? Когда вы ответите на эти вопросы, у вас уже будут грубые наброски обустройства участка. Это большой организационный принцип ландшафтного дизайна для начинающих. Это не генеральные планы, просто идеи. Но эти идеи уже помогут вам спланировать и предусмотреть места для отдыха всех членов семьи, на языке прфессионалов разбить участок на функцональные зоны.

Совет № 2

Исследование солнца и розы ветров. Мало кто из начинающих дизайнеров задумывается об этом. Но, если вы разместите зону отдыха на западной стороне дома, то, возможно, солнечным августовским днем вам будет не до отдыха под палящими лучами солнца. И места для мангала лучше устроить в соответствии с розой ветров, чтобы не пришлось спасаться от горящих искр костра. Не забудьте принять во внимание, что направление ветра может зависеть от времени дня и года. Не торопитесь, вы должны принять правильное решение, чтобы избежать проблем в дальнейшем.

Совет № 3

Не приступайте к работе, пока у вас не будет составлен подробный план участка. План этот должен быть представлен на бумаге, а не только в мысленной форме. Схема должна быть выполнена в соответствующем масштабе, с указанием предполагаемых элементов. Не ленитесь.  Если не пропишите подробно соотношение всех  участков и объектов на участке,  то рискуете неприятно удивиться: огород может оказаться больше, чем вы думали, а для фонтана и сада камней совсем нет места.

Совет № 4  18

Не думайте, что ландшафтный дизайн можно организовать только на большой и ровной площади в несколько соток. Даже на небольшом участке с пересеченным рельефом местности есть возможность реализовать привлекательные идеи. И можно зонировать территорию, благодаря чему холмистая местность может скрывать интересные  участки – лавочку в тени ограды с вьющимися розами или же зеленую лужайку размером 2 на 2 для игр детей.

Совет № 5

Работайте вокруг координационного центра.  Любой хороший дизайн сада имеет координационный центр или серию координационных центров и это нетрудная задача даже для начинающего ландшафтного дизайнера. Это может быть садовый фонтан, скульптура или потрясающие растения, дерево, или серия кустарников.

Совет № 6

Сконцентрируйтесь на масштабе. Это довольно сложная задача для начинающих в ландшафтном дизайне. Но вы должны помнить об изменении в перспективе размера и формы зданий и растений в дальнем плане участка. А также о форме дорожек ведущих людей через пространство.

Совет № 7

Понятно, что в весенне-летний период буйная растительность радует взгляд яркими красками. Как будет выглядеть ваш участок осенью? Чтобы задержать красоту подольше, планируйте посадку растений, имеющих привлекательный вид вплоть до зимних морозов, с различным периодом вегитации. Посадив хвойные породы деревьев и кустарников, можно и зимой иметь восхитительный ландшафт.

Совет № 7

Продумайте систему полива на вашем участке. Особенно, если вам приходится часто уезжать — не обойтись без автоматической системы орошения. Не просить же о ежедневном поливе соседей… Возможно, придётся задуматься и о системе дренажа.

Совет № 87

Используйте на своем участке растения, свойственные вашей местности. Например, в северных широтах нет смысла пытаться вырастить южные деревья и кустарники — это будет напрасной тратой сил, времени и средств. Логичнее выращивать  карликовые ели и туи, они очень стильно смотрятся.

Совет № 9

Быть открытыми для перемен. Сегодня вам нравится один сорт растений, а завтра они могут впасть в немилость. Сегодня в моде фонтаны на участке, а завтра скульптуры. На протяжении лет вы можете поменять свои пристрастия, а можете поддаться веяниям моды на экзотические деревья. Ландшафтный дизайн бесконечен.

Совет № 10

Помните, терпение является ключом к ландшафтному дизайну для начинающих. И главное, самый лучший ландшафтный дизайн тот, который нравится вашей семье.

Русский стиль в ландшафте

В последнее время мы много говорим и пишем о всевозможных садах и парках — французских, итальянских, японских, совершенно забывая, что и у нас в России некогда существовало великое садовое искусство. Оно, правда, имело западноевропейские корни, но на русской почве приобрело свои, чисто русские черты.

Владельцы русских усадеб стремились к тому, чтобы их дом располагался в наиболее живописном месте – у красивой излучины реки, рядом с прудом или озером.

На пологом холме, спускавшемся от дома к реке или пруду, обычно располагались террасы с газонами и цветниками. Иногда на террасах сажали фруктовые и ягодные сады, но при этом старались не заслонять красивый вид на реку или пруд со стороны дома.

Зелень в саду

Зелень в саду

Русские паркостроители умели мастерски использовать природный рельеф и водные поверхности. Обилие воды и, прежде всего, прудов – характерная черта русских усадебных парков. В какой-то степени это – продолжение исконно русской традиции сочетать в саду приятное и полезное. Почти все усадебные пруды служили не только ради «услады взора», но и имели вполне хозяйственные цели: их использовали для разведения рыбы, установки мельниц, осушения территории.

Рядом с домом находилась парадная часть парка. Ее украшал цветник в виде клумбы овальной или округлой формы, в центре которой возвышалась ваза, скульптура или фонтан. Почти в каждой богатой усадьбе многие теплолюбивые деревья и кустарники выращивали в кадках и в летнее время выносили на открытый воздух. Кадки с растениями устанавливали на усадебном дворе, террасах дома и в самом саду. Очень любили в русских усадьбах стриженые кустарники, высаженные в один ряд – так называемые шпалеры. Их тоже сажали в парадной части парка, к которой, как правило, примыкали свободно спланированные посадки в пейзажном стиле. В больших усадьбах они часто переходили в лесные массивы, через которые прокладывались просеки для конных или пеших прогулок. Таким образом, русский усадебный парк в его законченном виде представлял собой органичное соединение регулярной (парадной) части и облагороженной рукой человека природы.24

Маршрут прогулок по парку определялся аллеями. Они шли от дома, который, как правило, был центром всей парковой композиции, к въездным воротам и соединяли парадную и пейзажную часть парка. Гуляя по аллеям, можно было выйти к наиболее красивым местам парка, откуда открывались самые эффектные виды на дом и его окрестности. В этих видовых точках любили устанавливать беседки, а в укромных уголках парка – скульптуры и скамейки.

В 18 веке преобладали прямые аллеи, а сами деревья регулярно стригли. Позднее планировка аллей стала более свободной, мастера садовых дел стали больше ценить плавные извилистые линии,  деревьям же предоставили возможность расти естественным образом. Так со временем возник образ «темных аллей», который стал во многом нарицательным благодаря знаменитому циклу рассказов Бунина. Однако сам образ родился гораздо раньше – в одном из стихотворений Лермонтова. Другие эпитеты к слову «аллея», которые встречаются в русской поэзии, создают не менее емкий поэтический образ: у Майкова аллеи «спящие», у Набокова – «густые», у Алексея Константиновича Толстого –  «безмолвные».

По произведениям русских поэтов и писателей 19 века можно составить представление о том, какие деревья чаще других встречались в русских усадебных парках. И судя по всему, самым популярным деревом русской усадьбы был липа. Стриженые липы украшали старинный сад русского барина Троекурова из повести Пушкина «Дубровский», высокие липы родного сада вспоминает юный Коленька Иртеньев – герой автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство, отрочество, юность», о липовых аллеях дворянских усадеб пишет Тургенев в «Записках охотника».33

Элегическое настроение – пожалуй, именно так можно определить те чувства, которые рождает созерцание старинного русского парка. Он будил в душе воспоминания о днях былых, об ушедшей молодости. Это настроение рождали темные аллеи русских усадебных садов, спокойная гладь озер и прудов и то состояние «естественной запущенности», в котором пребывала большая часть усадебных парков на необъятных просторах Российской империи. Почти все без исключения русские поэты прошлого века, начиная с Пушкина, описывают русский усадебный парк как «вековой», «старинный», «забытый», «запущенный»…. И дело тут не только в традиционной русской лени. Судя по всему, образ старинного полузаросшего парка был близок русскому представлению об идеальном земном саде, который рождает в душе светлую грусть. Грусть о былом, невоплощенном, несбывшемся…

Телеканал Усадьба поможет в оформлении участка

«Усадьба» — телеканал о жизни за городом со всеми ее преимуществами, удовольствиями, проблемами и возможностями. Всем, кто предпочитает такой образ жизни, авторы и герои программ сообщают эксклюзивную информацию и дают незаменимые советы о том, как построить дом и оформить его интерьер, как обустроить сад и собрать богатый урожай с огорода, как превратить приусадебный участок в прекрасный ландшафтный парк и обеспечить безопасность своего жилья. Главное, что предлагает канал, — это рецепты получения удовольствия от загородной жизни, где бы она ни происходила – в коттеджном поселке рядом с большим городом или вдали от цивилизации.

Создайте для вашего сада уникальный ландшафтный дизайн и наслаждайтесь им!

Постараемся в доступной форме рассказать Вам о том, как построить ландшафтную композицию, используя гармоничное сочетание свойств пространственных структур: геометрической формы, величины, фактуры, положения в пространстве, цвета, освещенности. Пренебрежение этими правилами ландшафтного дизайна может стать причиной того, что вместо прекрасного, радующего взгляд сада Вы получите лишь беспорядочно размещенные, не связанные между собой элементы.
Законы и приемы ландшафтного дизайна

Усадьба

Усадьба

— Единство и соподчиненность. В построении ландшафтной композиции существует 2 принципа: разделение и объединение. Разделение, ограничение отдельных частей наблюдается при зонировании участка, выделении различных типов пространств. Например, Вы планируете создать в своем саду въездную зону, зону отдыха, огород и сад, детскую площадку, хозяйственную зону и т.д. Каждая из этих зон несет свою смысловую и практическую нагрузку, т.е. она отличается от других по задачам, способам оформления, размерам, форме и т.д. С другой стороны, для того чтобы Ваш сад выглядел гармоничным и целостным, Вам необходимо объединить различные элементы. Для этого необходимо выявить что-то одно, наиболее важное для Вас, и подчинить этому главному все остальные части (это может быть тематическое подчинение, доминирование цвета, формы и т.д.).

— Пропорции. Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину сада в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором пропорций, используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части бOльшая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к бOльшей части – 3:5:8. При нарушении закона исчезает чувство равновесия и комфорта. Пример: Вы хотите построить композицию из деревьев и кустарников. Чтобы композиции воспринималась целостно, Вы можете выбрать дерево высотой 8 метров, рядом разместить кустарник или некрупное дерево приблизительно 5 метров высотой и завершить композицию высадкой среднерослого 3-метрового кустарника. Таким образом, правило Золотого сечения 8:5:3 позволит Вам добиться правильных пропорций всей группы посадок.

Симметрия и асимметрия. Посадки и другие элементы ландшафтного дизайна могут размещаться в саду симметрично – т.е. равноудалено от осевой линии, либо асимметрично. Для сада в формальном стиле подойдут, безусловно, симметричные посадки: это могут быть аллеи по бокам дорожек, симметричные партерные цветники и т.д. Для сада в пейзажном стиле, стиле кантри надо отдать предпочтение асимметрии, свойственной Природе.37

Ритм. Это повторение какого-либо элемента ландшафтного дизайна с определенным временным или пространственным интервалом. Интервал может быть систематическим (например, аллея), а может быть и произвольным чередованием.

Контраст. Этот прием использует сильно выраженное различие пространственных форм (светлый – темный, большой – маленький, высокий – низкий, гладкий – шершавый и т.д.). Для создания такого эффекта из уже известного нам правила Золотого сечения убираем один элемент 8:5 убираем: 3. Контраста можно добиться на различности форм: пирамидальная – плакучая, шаровидная – колоновидная; по фактуре: шероховатая – глянцевая поверхность листьев; по цвету растений или декоративных элементов.

Нюанс. Это тонкий переход от одного объекта к другому, характеризующийся незначительным различием в свойствах объектов (например, композиция из флоксов светлых тонов с преобладанием белых и некоторого количества розовых цветов; или композиция из хвойников с постепенной сменой цвета от желтого к желто-зеленому, затем ярко-зеленому и, наконец, темно-зеленому тону).

Масштабность. Это свойство композиции, которое объединяет элементы сада по одному какому-либо свойству. Не должно быть так, чтобы элементы становились стеной, ширмой, т.е. необходимо соблюдать прозрачность, элементы композиции должны соответствовать росту человека.

Законы линейной и воздушной перспективы.

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Линейная перспектива – это изменение величины и формы предмета по мере удаления от него:

чем дальше предмет находится от нас, тем он кажется меньше;
все параллельные линии в перспективе сходятся на линии горизонта в одной точке;
вертикальные линии в перспективе всегда остаются вертикальными;
для усиления перспективы рекомендуется высаживать более крупные растения на переднем плане и по мере отдаления от точки обзора выбирать меньшие по размеру и объему растения, а также увеличивать расстояние между ними.8

Приемы ландшафтного дизайна

Воздушная перспектива – изменение цвета, яркости и четкости предмета по мере удаления от наблюдателя.

Различные цвета по-разному изменяются по мере удаления от зрителя: желтый цвет становится зеленым; оранжевый – грязно-красным; зеленый – голубовато-синим; фиолетовый цвет растворяется; белый выглядит более эффектно на темном фоне и кажется ближе, чем на самом деле; черный растворяется и светлеет; красный приближает предмет к зрителю, синий, наоборот, удаляет.

Деревья с мягким контуром и с листвой холодного оттенка следует размещать на дальнем плане ландшафта. Там же размещаются синие и голубые пятна цветников и темные хвойные или лиственные композиции.

Построение пейзажной картины.

Пейзажная картина – часть пространства сада, которую визуально (зрительно) можно выделить из общего пространства, мысленно заключив в рамку. Пейзажная картина должна быть целостной, иметь центральный элемент, который не обязательно располагается по центру угла зрения. При этом все элементы пейзажной картины должны просматриваться, не закрывая и не заслоняя друг друга.

http://www.ssa.ru/articles/entry/857626BFC
http://tv.sb.by/channel/43/
http://www.greeninfo.ru/landscape/russian_estate.html
http://www.loyan.com.ua/stati/landshaftnyj_dizajn_sovety_nachinayuwim/