Ландшафтное планирование и проектирование

Ландшафтное планирование и проектирование являются составной частью, основой территориально-экологического проектирования (ТЭП). ТЭП формируется как самостоятельный вид проектной деятельности, тесно связанный с планированием размещения производительных сил в регионах или территориальным планированием, с общественным развитием. Ландшафтная основа ТЭП предполагает учет всех особенностей ПТК с точки зрения их средообразующей и ресурсовоспроизводящей роли в пределах данной территории.

В составе ТЭП выделяют три группы взаимосвязанных единством конечных целей видов проектирования или их функциональных частей. Эти три группы, составляющие систему ТЭП, следующие: 1) специальное природоохранное проектирование (комплексные схемы охраны природы, проекты национальных парков, заповедников и т.д.); 2) экологические разделы в градостроительных проектах, особенно в проектах районной планировки; 3) экологические разделы в народнохозяйственных проектах (от схем развития и размещения производительных сил, генсхем землепользования, природопользования до ТЭО и проектов отдельных производственных объектов).

Идеи красивого оформление участка

Идеи красивого оформление участка

ТЭП превращается в одну из составных частей государственной экологической политики в России, что подтверждается ее современными тенденциями и опытом стран, прошедших аналогичные стадии своего развития. Кроме этого, ТЭП становится важнейшей основой территориального планирования независимо от того, в каких общественно-политических условиях оно развивается и какие формы собственности в нем задействованы.

В настоящее время суть ТЭП выражается в следующих концептуальных положениях:

– экологическое проектирование – один из основных каналов государственной экологической политики:

– экологическое проектирование нацелено на обеспечение экологической безопасности общества;

– содержанием экологического проектирования является конкретная экологическая (природо-, средоохранная) регламентация жизнедеятельности общества;

– содержание экологического проектирования дифференцируется по видам (природо-охранное, градостроительное и народнохозяйственное) и уровням (национальное, региональное и локальное);

– иерархическая организация видов экологического проектирования подчиняется следующей логической схеме: природоохранное (экологические ограничения жизни общества) – градостроительное (экологические ограничения в производстве) – народнохозяйственное (экологические ограничения: отраслевые и технологические);

– основные различия видов экологического проектирования связаны с их целевыми установками: восстановление, охрана и воспроизводство природно-ресурсного и экологического потенциала – в природоохранном проектировании; экологическая оптимизация среды жизнедея-тельности населения – в градостроительном; минимизация экологических последствий технологий – в производственном;6

– принципиальная структура всех видов экологических проектов универсальна: оценка воздействий на среду и проектные предложения, отражающие рекомендуемую экологическую политику.

В ТЭП проявляются и взаимодействуют два вида экологического регулирования – прямое (директивное, запретительное, нормативное) и косвенное, рыночное, основанное на экономи-ческих механизмах.

ТЭП, ориентированное на централизованные формы реализации проектов, может быть достаточно эффективным только при условии прямого регулирования, основанного на учете ландшафтной дифференциации территории. В концептуальной конструкции ТЭП ландшафтно-экологический блок объективно занимает ключевое положение, так как территориальная парадигма развития не может игнорировать ландшафтную дифференциацию природной среды.

Естественнонаучной базой обоснования ТЭП являются также ландшафтные, ландшафтно-экологические исследования. Они занимают видное место в районных планировках, комплексных схемах охраны природы, комплексных территориальных кадастрах природных ресурсов и ряде других областей природоохранной деятельности и природопользования.

Ландшафтное планирование – это теория и практика реализации заложенных в ландшафтных особенностях регионов экологических предпосылок и ограничений развития и размещения производительных сил. Одним из положительных факторов развития ТЭП и ландшафтного планирования является переход от социальной парадигмы развития к экологической: современную динамику общественного развития в регионе во многом определяет или будет определять не народнохозяйственная специализация, а ландшафтно-экологические условия территории.16

В рамках раскрываемых положений ландшафтное планирование выступает как составная часть региональной политики, относящейся к пространственно-временной организации жизнедеятельности общества в конкретном ландшафте, с сохранением или приумножением его полезных свойств. Результат такого подхода – максимальная адаптация функциональных зон к локальной ландшафтной структуре и создание новых антропогенно-природных структур.

Генеральная цель ландшафтного планирования – обеспечение устойчивого и рационального природопользования при сохранении основных функций природных ландшафтов и их компонентов как систем биосферы и человечества в целом. Ее реализация возможна при одновременном решении двух взаимосвязанных задач: зонирования территории по режиму землепользования как основы нормативно-правовой базы ее дальнейшего развития и разработки концепции социально-экономического развития территории в условиях обозначенного в ландшафтном плане природоохранного режима. Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровья населения, экологическая экспертиза – конструктивные направления реализации ландшафтного планирования в практику.

Современный взгляд на концепцию ландшафтного планирования концентрируется в алгоритме выполнения логически взаимосвязанных процедур научно-оценочных мероприятий на какой-либо территории. Этот алгоритм состоит из пяти последовательных этапов (рис. 7).

1. Предварительный, инвентаризационный, направленный на сбор и обобщение всей доступной информации о природной среде территории, ее социально-экономических условиях, структуре и особенностях землепользования, а также получение представлений об основных конфликтах землепользования в контексте анализа ландшафтно-экологических проблем территории.

2. Получение оценки современных природных условий территории планирования в категориях значения и чувствительности, а также оценки характера использования земель.

3. Разработка целевых концепций использования природных ресурсов для отдельных природных сред.

4. Разработка интегрированной целевой концепции использования территории (концепции землепользования).

5. Составление концепции основных направлений действий и мероприятий.

Таким образом, ТЭП как общее направление реализации экологической политики, опираясь на ландшафтно-экологический блок исследований, обеспечивает конструирование, инженерию материальной среды обитания в системе расселения. В материальную среду обитания, так или иначе, включаются не только производственные объекты и объекты жизнеобеспечения (инфраструктура), но и группировки ландшафтов, в той или иной мере оптимизированные для жизни людей с учетом всех экологических ограничений и запретов.

В конечном счете, смысл ТЭП и ландшафтного планирования состоит в утверждении такого порядка, при котором ландшафтные ограничения являются абсолютными для проектных решений, разрабатываемых на всех территориальных уровнях. Любой вид ТЭП, каждый конкретный проект должны исходить из специально выставляемого, регионально обусловленного, экологического потенциала (ландшафтных особенностей) территории, а все проектные предложения должны проходить обязательное ландшафтно-экологическое «лицензирование».

Экологизация территориального проектирования и ландшафтного планирования как закономерный процесс их развития отражается в следующих основных тенденциях усиления его природоохранной направленности:

— росте значимости специального природоохранного проектирования (разработка региональных схем охраны природы);2

— переходе в градостроительном проектировании от разработки отдельных разделов, посвященных охране природы, нередко автономных и даже формальных по отношению к содержанию проектов, к глубокой экологической проработке проектирования на всех его стадиях, вплоть до проработки проектов детальной планировки и застройки;

— объективном возрастании роли социально-экологических механизмов в разработке и реализации региональной экологической политики; необходимости адекватного учета факторов экологической культуры населения в ТЭП;

— смещении акцента территориального проектирования с инженерно-экологических аспектов на социально-экологические, возрастании фактора здоровья населения в регионе как важнейшего индикатора экологической ситуации.

Пространственное проектирование – прерогатива планировочных решений в сфере архитектуры, строительства и районной планировки. Однако у архитекторов планировка рассматривается на землях поселений без учета функций земель иных землепользователей. Тем не менее, современные тенденции развития архитектурно-планировочных технологий, социальный запрос на благоприятные условия местопроживания выдвигают на первый план приоритет ландшафтного проектирования на уровне административного района. Ландшафтное планирование и проектирование становятся приоритетом местного руководства, которое должно учитывать особенности каждого места и традиции планирования в условиях многонациональной и многоконфессиональной социальной среды. Тогда и ландшафт во взаимосвязи с социумом и в развитии с ним становится особым ресурсом для проживания, творчества и самоидентификации.

Факультет дизайна


Дизайн среды представление об облике, стилевых и образных характеристиках средового объекта или системы, синтезирующее в едином впечатлении особенности пространственной структуры, индивидуальных или «фирменных» деталей внешнего вида, способах функционирования и т.п., формирующих среду каждая по-своему, но «работающих» на  потребителя в комплексе, совместно; формирование средовых ситуаций, объектов и систем, выполняемое с помощью профессиональных проектировщиков, служб эксплуатации и потребителей этих образований, целенаправленно ищущих специфику жизнедеятельности и особенности облика среды.

Дизайн среды представляет собой сложный многостадийный процесс   (предпроектный анализ, проектирование компонентов среды и среды в целом, учет видоизменений среды в процессе эксплуатации и развития средовой ситуации), требующей привлечения специалистов различного профиля – от архитекторов, дизайнеров и художников до технологов и экономистов.

Интересные идеи для сада

Интересные идеи для сада

Целью Учебного центра  «Колледж ФиЗ» является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих творческим мировоззрением, развитым проектным мышлением, сочетающих глубокое знание теории и владение практическими навыками, необходимых дизайнеру, а также владеющих методиками современных компьютерных технологий. Центр готовит дипломированных специалистов по специальности «Дизайн» по специализациям «Дизайн среды» и «Фотодизайн».

За эти годы в Учебном центре сложился творческий, профессиональный коллектив педагогов, имеющих высокий авторитет в мире дизайна, архитектуры, прикладного искусства, фотографии. Следует отметить, что учебный процесс во многом ориентирован на индивидуальную работу преподавателя со студентом, что составляет концептуальную основу оформления образовательной среды, в которой студенту предстоит активно обучаться. Основной профессиональной задачей преподавателя следует считать создание и поддержание такой образовательной среды.

Особо следует отметить, что Учебный центр «Колледж ФиЗ» имеет уникальную и единственную в своем роде материальную основу для подготовки специалистов в области дизайна и фотоискусства. Обучение, как истории искусств, так и художественному мастерству проходит на основе первоклассных копий знаменитых памятников мировой культуры – искусства Древней Греции, Древнего Рима, средних веков, Возрождения.Работает выставочный зал, организуются экспозиции преподавателей и студентов Учебного центра «Колледж ФиЗ».

Для студентов центра оборудованы мастерские, фотолаборатории и компьютерные классы. Также Учебный центр обладает обширным учебно-методическим фондом (гипсовые модели, натюрмортный фонд, планшеты, макетные материалы и инструменты). Сформирован фонд лучших методических образцов по рисунку, живописи, начертательной геометрии, проектированию, фотографии. Регулярно устаиваются встречи с ведущими специалистами в области дизайна и фотографии, проводятся мастер-классы, студийные практикумы и семинары.38

Программа «Современный дизайн среды» состоит из модулей. Каждый представляет собой тематически завершенный раздел. Предложенная методика обучения максимально полно охватывает основные дизайнерские профессиональные компетенции: дизайн интерьера, дизайн графики, среды и рекламы. Программа строится так, что слушатель сможет работать в любой из перечисленных областей дизайна или объединить их в своей профессиональной деятельности.
Изучаемые дисциплины: основы дизайнерской композиции, рисунок для дизайнеров, живопись для дизайнеров, перспектива и тени, ландшафтный дизайн, стили в архитектуре,архитектурные композиции, дизайн-графика, дизайн интерьера, основы полиграфии, компьютерная графика, фотография.

Ждем Вас в Учебном центре «Колледж ФиЗ»!

В кассе офиса по адресу: г.Воронеж, ул Арсенальная, дом 4а Оплата через Сбербанк производится по квитанции, которую Вы получите в результате оформления заявки и должны распечатать.Для оплаты обучения Вы можете воспользоваться QIWI Кошельком. Вы можете оплатить счет, выставленный через QIWI Кошелек, наличными в терминалах оплаты по всей России, на сайте w.qiwi.ru, электронными деньгами, с банковской карты, с помощью приложений для социальных сетей и мобильных телефонов и планшетов.

Кто такой ландшафтный архитектор

Несмотря на то, что фирмы, занимающиеся ландшафтным дизайном, существуют в Молдове уже более 10 лет, получить соответствующее образование, как бы это странно ни звучало, у нас сложно. Это подтвердил директор компании Green Land DesignВячеслав Пынтя: «В нашей стране есть только трехмесячные курсы ландшафтного дизайна в Техническом университете. Но, если честно, хорошее образование можно получить в Москве или Киеве».

Светлана Олейник, директор курсов ПКПК «Школа дизайна» кафедры «Архитектура» Технического университета Молдовы, объясняет: «Желающих учиться по специальности «Ландшафтный дизайн» — 2–3 человека в год, но мы не можем готовить в индивидуальном порядке специалистов. Поэтому только на 5 курсе факультета архитектуры есть специализация «Ландшафтный дизайн». Учащихся нет по нескольким причинам: во-первых, нет заказчиков на ландшафтный дизайн, второе — экономический кризис, из-за которого резко упал спрос на образование. Те, кто может себе позволить, получают образование в этой области в других странах».

Декорирование сада

Декорирование сада

Сергей Галицкий, директор фирмы Land Art,говорит, чтоглавное — хорошие знания. Нужно знать, как растение компонуется, его тенденцию роста, какой климат ему больше подходит, что оно предпочитает: свет или тень. А Светлана Олейник считает, что эта дисциплина рассматривает не только дендрологию, но и композиционную, градостроительную стороны, вплоть до малых архитектурных форм. И чтобы стать ландшафтным дизайнером, не хватит одного образования в области дендрологии.

Ландшафтный дизайн как бизнес

Нужно учесть одну деталь, считает — Вячеслав Пынтя: «Многие пришли на этот рынок, чтобы заработать, и сажают деревья чуть ли не наоборот. На этом бизнесе много не заработаешь, рынок насыщенный. Если за работу взялся профессионал, у него есть возможность заработать. Если человек далек от природы, лучше не стоит этим заниматься. В месяц доход может составлять больше 1 тыс. евро, но не стоит забывать, что это сезонный бизнес. На дизайне можно заработать в Киеве или Москве, но не у нас».

Вячеслав Пынтя  и директор фирмы Livada Zeilor Марк Самойлов рассказывают, что в Москве платятденьги непонятно за что. Только за посадку дерева могут заплатить100 евро, а в Молдове 50 леев или 100. Для наших людей это очень много.28

Другого мнения придерживается — Сергей Галицкий: «Хорошие дизайнеры получают в месяц как минимум 1,5 тыс. евро. Вход в этот бизнес не требует больших затрат. Если нужен офис, то деньги нужны, но если честно, многие работают на дому, принимают заказы, выполняют их, а потом едут на участок и реализуют задуманное. Главное подвешенный язык, чтобы продать проект, знания и желание работать». А Вячеслав Пынтя считает, что первоначальный вклад в бизнес — $3–4 тыс.

«Нужно подстраиваться под всех клиентов, а у нас «ландшафтники» подстраиваются под богатых,— говорит Марк Самойлов. — Ни один дизайнер не выкладывает прайс-лист на сайт, везде написано, что цена договорная. Сначала они оценивают клиента, потом его дом, а затем уже называют цену».

«Если бы этот бизнес не приносил доход, никто бы им не занимался, — говорит Людмила Серикова, директор фирмы Giardino. — У меня питомник в 2,5 га, протянута капельная система полива, а это немалые деньги. Конечно, прибыль в этом бизнесе нестабильна. Растение — не предмет первой необходимости, человек может себе в нем отказать».

«Бизнес сезонный, но его можно сделать круглогодичным. Нужно приучить клиента к этому. Например, уже в феврале можно чистить деревья, но многие ждут весну» — говорит Вячеслав Пынтя.

«Как построишь бизнес, так и будет. У меня он круглогодичный, у других сезонный, — утверждает Марк Самойлов. — Очень важно выполнить работу качественно, потому что клиенты могут такую характеристику дать, что после никто не обратится. Мы всегда даем гарантию. И если клиент не поливал дерево, оно пропало, «дарим» деньги хозяину мы. В этот бизнес за 8 лет я вложил около 70–80 тыс. евро, включая рекламу. Надо понимать, что деньги сразу не появятся: первые 3 года я работал вместе с персоналом. Уже на 5 году смог позволить себе следить за процессом, руководить».

Ландшафтный архитектор

Должностные обязанности. Принимает участие в разработке архитектурных решений. Разрабатывает ландшафтно-планировочные решения по конкретным разделам (частям) проекта ландшафтной архитектуры в соответствии с полученным заданием. Принимает участие в изыскательских работах, подготовке технических заданий на проектирование, выполняет ландшафтный анализ территории. Выполняет эскизные зарисовки, фотофиксацию объектов проектирования и наиболее характерных ландшафтных пейзажей, видов, памятников истории и культуры. Осуществляет разработку и согласование проектно-сметной документации на строительство проектируемого объекта. Проводит технико-экономические расчеты по обоснованию проектного решения, представляет подготовленную документацию на утверждение руководству проектной организации. Обеспечивает соответствие разрабатываемых ландшафтных решений действующим нормативам, требованиям законодательства по охране окружающей среды и экологическим стандартам, а также взаимную увязку ландшафтно-планировочных решений разрабатываемого раздела (части) проекта с другими разделами (частями). Осуществляет авторский надзор за строительством объектов ландшафтной архитектуры с соблюдением соответствия технологии выполнения работ установленным нормам и правилам. Участвует в приемке работ по инженерной подготовке, благоустройству и озеленению территории строящегося объекта ландшафтной архитектуры, формированию зеленых насаждений, строительству инженерных сооружений и малых архитектурных форм, а также контроле качества этих работ. Принимает участие в работе семинаров и конференций по вопросам градостроительства и ландшафтного проектирования, консультирует по вопросам, входящим в его компетенцию.58

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, относящиеся к архитектуре и градостроительству; основные направления развития градостроительства, лесного и садово-паркового хозяйства; основы экологического законодательства; основы законодательства по охране памятников истории и культуры; организационно-распорядительные, нормативные документы и методические материалы по ландшафтному проектированию, строительству, эксплуатации или восстановлению (реконструкции, реставрации) объектов ландшафтной архитектуры; историю и теорию ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства; основы дендрологии, ботаники, почвоведения, декоративного садоводства; технические, экологические, социально-экономические, эстетические, агротехнические требования, инженерно-геологические, климатические особенности, градостроительную ситуацию в районе расположения проектируемого объекта ландшафтной архитектуры; технологию проектирования, строительства и эксплуатации объектов ландшафтной архитектуры; методы проведения технико-экономических расчетов; виды и свойства строительных материалов и конструкций, используемых в ландшафтном строительстве; порядок проведения экологической экспертизы; передовой отечественный и зарубежный опыт ландшафтной архитектуры и строительства; требования, предъявляемые к разработке и оформлению проектно-сметной документации, порядок ее согласования и утверждения; современные технические средства проектирования; основы организации труда; основы трудового законодательства; правила по охране труда.

Требования к квалификации.

Ландшафтный архитектор I категории: высшее профессиональное образование по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и стаж работы в должности ландшафтного архитектора II категории не менее 2 лет.

Ландшафтный архитектор II категории: высшее профессиональное образование по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и стаж работы в должности ландшафтного архитектора III категории не менее 2 лет.

Ландшафтный архитектор III категории: высшее профессиональное образование по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и стаж работы в должности ландшафтного архитектора не менее 2 лет.

Ландшафтный архитектор: высшее профессиональное образование по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (по одной из специальностей группы «Строительство и архитектура») и стаж работы в области ландшафтной архитектуры не менее 3 лет, дополнительное образование с получением квалификации «Ландшафтный архитектор».

http://3ys.ru/teoreticheskie-i-prikladnye-voprosy-landshaftovedeniya/landshaftnoe-planirovanie-i-proektirovanie-kak-inzheneriya-materialnoj-sredy-obitaniya.html
http://www.aup.ru/docs/d2/238_1.htm
http://www.businessclass.md/%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8/Landshaftnii_dizain_v_Moldove/
http://www.fiz-vrn.ru/fakultety/fakultet-dizayna/