Компоненты ландшафтного дизайна

Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Основные их группы:

Сами здания, формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого — сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.
Газонное покрытие, формируемое разного рода травами.

Просторный участок

Просторный участок

Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад, клумба, рабатка и т. д.)
Различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, фонтан, камни, скульптура).
Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска, светильник, свечи и т. д.)

Зелёные насаждения — это совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определенной территории.

Основа и главный фон всех насаждений ландшафтного дизайна — газон или газонное покрытие. Различаются:

Английский газон — составлен из осоки и родственных злаковых трав; имеет правильный, подстриженный, но несколько неестественный вид, быстро «надоедает» глазу, больше подходит для индустриально-деловых и профессионально-спортивных секторов.
Мавританский газон — в его состав, помимо трав, входят и полевые цветы, имеет асимметричный и довольно яркий, нарядный вид, косится лишь пару раз в год, больше подходит для застроек частного сектора с индивидуальной планировкой для рекреационно-развлекательных целей.

Кустарники — это растения средней высоты, обычно не более метра. У них твердые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли. Обычно кустарники растут в засушливых и жарких районах, и поэтому у многих из них мелкие и жесткие листья, из которых не так быстро испаряется влага, и корни, уходящие глубоко в землю, способны добывать воду из самых нижних слоев почвы, где она сохраняется во время засухи.

Водоёмы 30

При создании водоема особое значение играют материалы, из которых он изготовлен. Можно выделить гибкие изоляционные покрытия и жесткие формы, отличающиеся друг от друга сроком службы, технологией установки (укладки) и дальнейшей эксплуатации. В качестве основных материалов для создания водоемов используют:

полиэтилен;
стеклопластик;
пленку из ПВХ;
бутилкаучуковую резину.

Пруды из полиэтилена отлично подходят для создания декоративного водоёма небольшого размера и объёма (130—4200 л). Жесткие формы из пластмассы удобны в установке и устойчивы к вредному воздействию УФ-лучей и низких температур. Срок службы таких прудов более 10 лет. В качестве недостатка выступает неравномерная толщина стенок (неравномерность зависит от применяемой при изготовлении технологии и соблюдения производителем контроля качества готовой продукции).

Пруды из стеклопластика идеально подходят для создания водоёмов небольшого объёма (от 350 до 1200 л). В установке они также просты, как и формы из пластмассы, но они более устойчивы к вредному воздействию окружающей среды. Срок службы таких форм до 30 лет. К достоинствам пруда из стеклопластика можно отнести возможность его ремонта и выбор разных цветов при изготовлении. Встречаются пруды из стеклопластика и большего размера (до 4000 л), но их установка требует высокого уровня профессионализма.

Пленка из ПВХ отличается тем, что с помощью данного материала можно создать водоём любой формы и любого размера. Для прудов площадью менее 15 кв.м. и глубиной не более 0,7 м используется плёнка толщиной 0,5 мм. Для водоёмов большей площадью и глубиной до 1,5 м используется плёнка толщиной 1 мм. Срок службы — не менее 10 лет, пленка подлежит ремонту.

Бутилкаучуковая резина (EPDM мембрана) — материал сходен с пленкой ПВХ, но имеет более высокие показатели по прочности и надёжности. Особенно хорошо подходит для создания водоёмов большого размера. Срок службы 10-30 лет, ремонт осуществляется с помощью специальных лент и клеев. Сейчас стало модно устраивать искусственные водоемы в саду. Любой, даже небольшой водоем привлекает к себе внимание и делает сад неповторимым. Как правило, водоем украшают естественным камнем. Также вокруг водоема сажают многолетние растения, которые создают плавный переход от газона к воде. Летом водоем является источником свежести и охлаждающей влажности воздуха. Поэтому он притягивает к себе человека. Чтобы пруд выглядел хорошо, нужно тщательно подобрать растения, которые создадут тень для водоема, не давая ему перегреваться.

Ручей — небольшой водоток, обычно шириной от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Обычно длина ручья не превышает несколько километров, а глубина редко превышает 1,5 метра. Скорость ручьёв как правило достаточно велика (несколько метров в секунду).42

Фонтан — (итал. fontana, от лат. fons, fontis — источник, ключ) — сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелеными насаждениями стало одним из средств создания различных решений в архитектуре и садово-парковом искусстве. Фонтаны были излюбленным украшением городских площадей в античных, средневековых западноевропейских городах, в странах Ближнего и Среднего Востока, в Индии. В 16-18 вв. создавались грандиозные системы фонтанов на виллах и дворцово-парковых комплексах. Современным фонтанам придается декоративный характер, который усиливается электрической подсветкой и музыкой в вечерние часы (Барселона).

Садовый аквариум — это современное решение для ландшафтного дизайна. Садовым аквариумом является небольшой искусственный водоем правильной геометрической формы, предназначенный для выращивания декоративных и промысловых рыб (карпов кои, карасей, осетров и др.) и любования ими. Площадь водного зеркала составляет от 5 до 15 м2, глубина от 150 до 250 см. Дно устраивается с конусным уклоном примерно 5° к месту расположения донного слива. Садовый аквариум может иметь стеклянные грани для наблюдения за рыбами и место для кормления рыбы.
Так как садовый аквариум предназначен для разведения рыб, к качеству воды предъявляются повышенные требования. Необходимо использовать Уф-лампы для обеззараживания воды, прудовые фильтры или полноценные системы фильтрации воды соответствующие размерам водоёма.

Малые архитектурные формы

Понятие малых архитектурных форм (коротко МАФ) возникло давно, и под ним понимают сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы внешнего благоустройства, дополняющие основную застройку населённых мест. К МАФ относят светильники наружного освещения (или как их сейчас модно называть — ландшафтные светильники), садово-парковые сооружения, фонтаны, обелиски, мемориальные доски, городскую уличную мебель, урны и т. д. К современным малым формам при производстве и покупке предъявляются следующие требования:

Экономичность. Оценивается дешевизна малых архитектурных форм, это требование экономического характера.
Эстетичность МАФ. Они должна учитывать архитектурные, композиционные, художественные закономерности пространства городской среды.
Безопасность малых форм, то есть они должны обладать низкой травмоопасностью.
Функциональность МАФ. Заранее должны быть определены габариты, подобраны материалы, разработаны определённые конструктивные решения с учетом назначения и возможных особенностей использования малых форм.
Технологичность МАФ. То есть должны быть учтены особенности применяемых материалов и технологии процесса изготовления.
Ещё можно назвать универсальность малых форм. В них должен быть минимум деталей, чтобы эти изделия могли собрать даже не подготовленные люди.

Организация освещения

Создание ландшафтного освещения начинается с плана участка где указываются все размеры и наносятся: часто посещаемые места (зоны активности), точки привлечения внимания (интенсивно освещенные участки), места которые должны быть подсвечены (дорожки, ступеньки, мосты, лавочки), точки питания электроэнергией.

Существуют несколько основных приемов ландшафтного освещения:

подсветка сверху вниз
подсветка снизу вверх
подсветка путей (пешеходные дорожки, подъездные пути)
задняя или контражурная подсветка (используется для создания силуэтов, теней)
точечное освещение (используется для привлечения внимания)
подводное освещение

Другие приемы освещения (например, колыхающиеся «пламя», анимированные проекции) обычно носят декоративный характер, основываются на особенностях ландшафта и ограниченны в использовании.

Правила ландшафтного дизайна

Человеку свойственно организовывать среду для своего существования по законам гармонии. Но что такое гармония? Покорив природу, мы опять возвращаемся к своей пленнице за отдохновением и вдохновением. Чтим природу, как колыбель, одновременно стараясь устроиться там со всей совокупностью благ цивилизации. Почитание с вызовом.

Взаимоотношения природы и человека отражается в направлениях ландшафтного дизайна. Одна крайность – поломать и подчинить, потому как божественному созданию лучше знать, «как». Второе полярное направление – облагородить данность, потому что сделать лучше уже невозможно. Однако все устроители лучшей жизни сходятся во мнении, что воздух, зелень и вода – важнейшие компоненты.

Придомовая клумба

Придомовая клумба

Опуская абсурды, в которых  инсталляции из бетона и пластика преподносятся неизбежным будущим, рассмотрим основные правила благоустройства вне крыши и стен.

Правило первое. Организация движения вдоль объектов, входы и выходы, рациональные подъезды от основных магистралей, места отдыха и созерцания должны быть найдены в первую очередь. Сначала чертеж похож на серпантин тропинок. Решаются задачи, куда идти, зачем, насколько активным должны быть перемещения. Темпо-ритмом движения закладывается стиль поведения гостей и хозяев. Вода и солнце, наряду с людьми – важнейшие компоненты. Даже на форэскизе (черновике) обозначается роза ветров, ось «юг-север». Осуществляется привязка к коммуникациям: электросетям, водоснабжению, канализационным колодцам. Постройки на плане показываются в горизонтальном разрезе в плоскости дверей и окон первого этажа. Сразу будет видно, насколько удобен переход в зеленую зону, органичны ли мощеные площадки, открыты ли окна глубинам пространства. В жизненно важных узлах необходима компактность, предельная рациональность развязок. В игровых зонах – напротив – необходим запас площадей.

Композиционное единство Правило второе. Композиционное единство обеспечивает целостность восприятия. Когда все компоненты обустраиваемой среды объединились в единый виртуальный организм, следует подумать о его приятном облике. Убирается лишнее, мелкое, случайное. Самое значимое укрупняется, акцентируется дополнительными элементами. Пример тому – выходы из дома через арки с вьющимися растениями, переходы от террас к мангалам по мостику над живописным прудом. Удачно дополнение подпорных стенок чашами для декоративных растений в пределах высоты общей кладки. Хорошо выполненный план похож на здоровую клетку под микроскопом: все рационально, успешно взаимодействует, легко обслуживается. На этой стадии стоит выверить замысел в нескольких вертикальных разрезах. Пласты грунта, подпорные стенки, водоемы и группы растений должны сочетаться, как говорят, «находится в равновесии масс».50

Правило третье. Единство ритма. Предполагается подчинение планируемой местности шагам (ок.75 см). Ширина ступени не должна быть узкой: 30 см и шире. Легко подниматься по вертикали, перешагивая каждые 15 см. Отсюда вытекает мерное деление обустраиваемого ландшафта. Метр очень удобен, но можно разбить и на 75-сантиметровые квадраты. Сетку с таким делением наносят на план, всегда в соответствии с масштабом. Ступени шириной 30 см предназначены для быстрого подъема. Более широкие – для прогулок. Удобно сидеть на скамье, высотой 40 см. Облокотиться приятно на парапет высотой 95 см. Параметры человеческого тела диктуют определенную ритмику. Эргономично важными размерами пронизывается все пространство. Проектировщик мысленно прохаживается по еще несуществующему саду. С помощью садово-парковых объектов проектировщик создает внутреннюю динамику и эмоциональный настрой. Зоны следует укрупнить или сузить, подправить изгибы террас: полосатая и лоскутная ритмика воспринимается более живо.

Правило четвертое. Пластика и форма всех объектов должна быть выразительной и показана в самых выгодных ракурсах. Римский Колизей в этом отношении – идеальное место. Отовсюду видно все. С выгодных точек зрения проверяется текучесть линий, эффектность видов. Нежелательные искажения от перспективы корректируются. Чуть передвинутой береговой линией пруда можно спасти неудавшийся вид. Шаровидные Пластика и форма объектовкусты сочетаются с изогнутыми тропинками. Многоугольные плиты мощения гармонируют со звездчатыми кронами. Наклонные нисходящие линии уравновешиваются восходящими. На помощь пришли компьютерные 3D-технологии. Стало легче передвигать будущие объекты, воссоздавать тени.  Призмы, конусы и торы стали выглядеть более убедительно. Но в ландшафтном дизайне по-прежнему ценится легкость линий «от руки». Витиеватыми росчерками легче передать фактуру листвы. Акварель передает играющие на свету цветники намного живее.

Правило пятое. Цвет в ландшафтном дизайне – едва ли не самое мощное средство для создания новой среды. Конечно же, в первую очередь рассматриваются естественные цвета живой природы. Салатное, изумрудное, хаки – оттенки зеленого цвета. В окружении других цветов у зеленого появляется новое звучание. Там, где нельзя обогатить цвет, подключают фактуру. Шероховатость кроны можжевельника станет более выразительной над зарослями плетущейся настурции (хотя цвет у них очень схож). Переливы бордового в листьях бадана станут заметней на фоне клумбы из низких красных цветов.53

Шпалеры из смеси лиан клематиса и молочно-зеленого плюща будут выглядеть богаче, чем однородные посадки. В тени пурпур становится фиолетовым, а зеленое – синим. Ночные подсветки «рисуют» флуоресцентным зеленым в темной среде. Блеклое на темной фоне – выразительнее, рядом с холодными оттенками теплые загораются с новой силой. Это отражается в эскизах с видовых точек. В ландшафтном дизайне работать акварелью – признак профессионализма.

Правило шестое. Акцент по всем правилам более звучен. Не обязательно это должна быть статуя Афродиты или фонтан. На фоне стриженого газона может быть участок с пестрыми космеями  –  он тоже акцент. Гладь воды или красивый камень может сделать весь окружающий ландшафт уникальным. Даже обыгранная ветвистая коряга становится «центром притяжения». На Елисейских полях акцентом стало само небо с облаками. Оно наблюдается сквозь гигантскую арку, отражается в водах бассейна. В Пушкинских горах главный акцент – великолепный вид на русло реки. Хороший фасад прилегающего дома не стоит заслонять: он может стать главным акцентом. Главное правило: акцент должен быть один. Эта чрезвычайная, оригинальная деталь должна подчинить себе все остальное.

Правило седьмое. Стиль  – признак хорошего вкуса. Изучить стилистические особенности предшествующих эпох разных народов, умело внедрить лучшие достижения – цель каждого начинающего ландшафтника. Классических стилей не так уж и много. Но существуют псевдо стили и авторские. В них также таится множество удачных решений, порой неожиданных. Главное – взять лучшее и совершенствоваться.

Условные обозначения Возвращаясь к изначальному «зачем».  Ландшафтному дизайнеру приходится создавать некую концепцию, которой он следует. Так что же лучше: сад Дзен, где кроме камней и гальки ничего нет, или клумба с крокусами, цветущими сквозь тающий снег? Решая такие вопросы, можно стать стильным, концептуальным, востребованным.
Условные обозначения в ландшафтном дизайне

Незаполненное поле – газон.
Криволинейный замкнутый контур:

с штриховой линией внутри – стриженная живая изгородь;
в виде облака – заросли вечнозеленых растений;
в виде кожуры каштана с жирной точкой внутри – хвойное дерево;
то же самое без точки или неправильные звезды – хвойный куст;
в виде снежного кома с паутинкой и жирной точкой внутри – лиственное дерево;
без паутинки – лиственный куст.

Рисованные от руки структуры:31

Точки – песчано-гравийная подсыпка;
плотный зигзаг – живая изгородь без стрижки;
витиеватая линия – вьющиеся растения;
прилегающие друг к другу многоугольники – мощение натуральным камнем;
завитки в виде пены – цветники.

Вычерчивают под линейку с соблюдением геометрии:

контуры зданий с чернением попадающих в плоскость разреза стен (всегда в строгом соответствии с масштабом);
ступени обозначают прозрачными прямоугольниками, наложенной стрелкой обозначают направление подъема вверх;
мощение кирпичом или брусчаткой обозначают рапортной сеткой, передающей рисунок кладки;
перголы обозначают решетками с вьющимися поверх прямых линий змеевидными росчерками;
скамейки обозначают жирными линиями с поперечными тонкими связками;
игровые объекты отражают основную конструкцию, разъясняются на экспликации;
контуры будущих водоемов частично заполняют штриховкой в виде ряби воды;
контуры подпорных стенок заполняют штриховкой под углом 45°;
направление «север» показывают вытянутым треугольником с большой литерой N.

За пределами чертежа на поле чертится масштабная линейка из примыкающих друг к другу темных и светлых прямоугольников с прописной литерой m.
Соотношение размеров изображения реальным размерам записывают сверху в виде надписей: М 1:20,  М 1:100.

Полупрозрачная тонировка объектов на плане, разрезах и видах облегчает восприятие проектной документации.

Функциональное зонирование в ландшафтном дизайне

Напоминать о благотворном действии зеленых насаждений на атмосферу нет надобности – это и так хорошо известно. Эти мероприятия вполне возможно реализовать в пределах своего участка или двора. Таким образом, решиться целый комплекс проблем: благоустройство участка, защита жителей участка от вредного воздействия окружающей среды и др. Плюс – свой личный вклад в обеспечение экологической безопасности города или поселка.

Сухой ручей из камней

Сухой ручей из камней

Итак, поговорим подробнее о функциональном зонировании в ландшафтном дизайне. Рассмотрим эту тему на примере озеленения и благоустройства приусадебного участка.

Проектирование объекта любого масштаба, будь то приусадебный участок, дом, квартира или комната, начинается с функционального зонирования. Т.е. разделения территории на функциональные зоны. Этим обеспечивается практичность объекта, удобство его эксплуатации. Исходя из этого видно, что нужно заранее подумать о количестве необходимых зон, обустройстве их необходимыми элементами подходящими именно этой зоне зелеными насаждениями.

Итак, основными функциональные зонами, которые можно выделить на участке, являются:

Парадная и въездная

Гостевая и зона отдыха

Детская и спортивная

Рабочая и хозяйственная зоны.

Каждая из этих зон достойна особого внимания. Конечно, в первую очередь решается парадно-въездная зона. Она является визитной карточкой усадьбы, поэтому должна быть торжественной, оригинальной и вызывать восхищение входящих. Ну, и конечно, радовать глаз хозяина.

Зона отдыха – святая святых участка. Она должна отвечать стилю и жизненному укладу хозяев. В ее решении может быть два варианта: изолированная зона, предназначенная исключительно для членов семьи или наоборот, открыть свои объятия всем желающим. Выбор той или иной схемы и есть ключевое решение, которое необходимо принять в соответствии с привычками и вкусами всех членов семьи. В этом моменте важно понять, какой именно вид отдыха предпочитает каждый из жителей усадьбы, и создать для каждого соответствующие условия. Также важно позаботиться о том, чтобы они не мешали друг другу.

Гостевую зону лучше расположить так, чтобы ничто не мешало другим поколениям, проживающим в доме, спокойно отдыхать или заниматься своими делами. В ней можно установить что-либо необычное, например, скальный ручей с изящным озером. Этот вполне может одним из акцентов усадьбы, который можно с гордостью демонстрировать гостям.

Хозяйственная зона, как правило, мирно соседствует с плодовым садом либо декоративным огородом (по желанию заказчика).

Во время зонального планирования участка важно не пересекать интересы его жителей в одном месте и не создавать конфликт. К примеру, водный бассейн опасно устраивать радом с детской зоной. Ее стоит разместить в поле зрения мамы или няни и в то же время подальше от окон спален. И т.д.10

Необходимо сказать, что садовые зоны могут как жить каждая отдельной жизнью, так и соединяться между собой в какую-либо систему. Ландшафтный дизайнер формирует нечто вроде квартиры, где функциональные зоны – это комнаты, а перегородки между ними – зеленые насаждения, высота которых зависит от степени изоляции данного участка усадьбы.

Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: главная задача ландшафтного дизайнера – это размещение на данном участке необходимых функциональных зон. Но не стандартного набора, а с учетом вкусов и привычек членов семьи.

Основные условные обозначения в ландшафтном дизайне – это, как нетрудно догадаться, те элементы, с помощью которых мы и создаем данную среду. Сюда входят:

Во многом эти обозначения перекликаются с архитектурной графикой, в основном с выполнением генеральных планов участков.

Обозначения, представленные на листе 1 – это единственный вариант изображения данных элементов. Освоив основные приемы архитектурной графики, вполне можно самому разрабатывать новые обозначения на основе приведенных. Проектирование с помощью специальных программ (AutoCAD, CorelDraw) значительно облегчает процесс, но в некоторых моментах дает не такую свободу творчества, как ручная графика. Главное в этом процессе – это соблюдение стилевого единства чертежа и выделение главного и второстепенного, фона и объекта.

Итак, какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

Благоустройство приусадебного участка и его функциональная организация – это важная не только архитектурно-эстетическая, но и экологическая проблема. Поэтому желательно, чтобы ею занимались профессионалы, т.е. ландшафтные дизайнеры, хотя на определенном уровне это доступно любому владельцу загородной земли.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD#.D0.9A.D0.BE.D0.BC.D0.BF.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D1.82.D1.8B_.D0.BB.D0.B0.D0.BD.D0.B4.D1.88.D0.B0.D1.84.D1.82.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.B4.D0.B8.D0.B7.D0.B0.D0.B9.D0.BD.D0.B0
http://www.dreamvillage.ru/landscape/zonirovanie.html
http://aquagroup.ru/articles/pravila-landshaftnogo-dizayna.html